Разъяснения Минтранса России по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 года № 37
16 Март 2015 г.

altВ соответствии с письмом Росавиации от 03.02.2015 № ЮМ 1.13-256 о предоставлении разъяснений по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" (далее Правила), Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее Воздушный кодекс) аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радиои светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "ж. 1" статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", органы федеральной службы безопасности имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач воздушное пространство Российской Федерации, территории аэропортов и аэродромов (посадочных площадок), а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов.

В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), радиои светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов таких воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками) осуществляются без взимания платы.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.1995 № 457 "О создании государственного унитарного авиационного предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" воздушные суда Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и привлекаемых воздушных судов, выполняющие полеты в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, освобождаются от аэронавигационных и аэропортовых сборов.

Как было указано выше, комплекс услуг, входящий в понятие "обеспечение полетов", установлен пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса. При этом пунктом 2 указанной статьи установлено, что правила и условия обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Главой VIII приказа Минтранса России от 31.07.2009 № 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее приказ № 128) установлен состав услуг, входящих в понятие "обеспечение полетов":

  • авиатопливообеспечение полетов (заправка воздушных судов горючими и смазочными материалами);
  • аварийно-спасательное обеспечение полетов (своевременное оказание помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих бедствие на аэродроме и в районе аэродрома);
  • медицинское обеспечение полетов;
  • аэродромное обеспечение полетов (комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома, включающего взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны и места стоянки воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов);
  • метеорологическое обеспечение полетов (предоставление требуемой метеорологической информации пользователям воздушного пространства, органам, осуществляющим организацию воздушного движения);
  • орнитологическое обеспечение полетов (комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами);
  • обеспечение авиационной безопасности;
  • электросветотехническое обеспечение полетов.

Исходя из комплексного толкования Воздушного кодекса и приказа № 128 к услугам по обеспечению полетов воздушных судов относятся:

  • организация и обслуживание воздушного движения;
  • обеспечение авиационной электросвязи;
  • предоставление аэронавигационной и метеорологической информации;
  • поиск и спасание;
  • радиотехническое обеспечение полетов;
  • светотехническое обеспечение полетов;
  • инженерно-авиационное обеспечение полетов;
  • аэродромное обеспечение полетов;
  • аварийно-спасательное обеспечение полетов;
  • авиатопливообеспечение полетов;
  • медицинское обеспечение полетов;
  • орнитологическое обеспечение полетов;
  • обеспечение авиационной безопасности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил субсидии из федерального бюджета предоставляются организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги. При этом под услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства понимаются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утвержден приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее приказ № 241). Каждый сбор и тариф устанавливается за предоставление потребителям (юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, или гражданам Российской Федерации, пользующимся услугами на маршрутах и/или в аэропортах) определенного комплекса услуг.

Исходя из вышеизложенного, сообщаем, что услуги, относящиеся к обеспечению полетов, в контексте приказа № 241 предоставляются в рамках взимания следующих сборов/тарифов:

  • сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения (радиотехническое обеспечение полетов, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, организация и обслуживание воздушного движения);
  • сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (поиск и спасание, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, организация и обслуживание воздушного движения);
  • сбор за взлет-посадку (светотехническое обеспечение полетов, аэродромное обеспечение полетов, аварийно-спасательное обеспечение полетов, орнитологическое обеспечение полетов);
  • сбор за обеспечение авиационной безопасности (обеспечение авиационной безопасности);
  • тариф за медицинский осмотр членов экипажа (медицинское обеспечение полетов);
  • тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна и тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями (авиатопливообеспечение полетов);
  • тариф за обслуживание по форме А-1 (A-транзитной) и тариф за обслуживание по формам обеспечение вылета и встречи и осмотра воздушного судна (инженерно-авиационное обеспечение полетов).

В целях однозначного толкования Правил прошу направить в Минтранс России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросу предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за эти услуги.

Директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации С.А. Петрова

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru