Отрасли нужна поддержка
19 Февраль 2016 г.

Пассажиропоток отечественных аэропортов в 2015 году сократился со 106 до 100 млн человек

На конференции "Аэропортовая сеть Российской Федерации", состоявшейся на прошлой неделе в рамках форума Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2016, управляющий директор - заместитель директора Московского аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин рассказал о текущем состоянии рынка пассажирских авиаперевозок и перспективах его развития, а также озвучил несколько предложений по поддержке российских аэропортов.

Итоги 2015 года

По данным специалистов "Домодедово", пассажиропоток аэропортов в целом по Российской Федерации сократился на 5,7%. При этом, по словам Д.Нуждина, Московский авиационный узел себя чувствует несколько лучше, чем региональные воздушные гавани: в первую очередь, трафик падает в регионах, а роль транзита через московские аэропорты увеличивается.

Как рассказал Д.Нуждин, общий трафик по России сократился со 106 млн пассажиров до 100 млн. "По московскому узлу он незначительно подрос, на 0,7% - до 77,6 млн пассажиров. В настоящее время доля МАУ является максимальной за последние 10 лет. Даже в кризисный 2009 год у нас доля достигала всего лишь 75,4%, а в 2015 году она составила 77,2%, - отметил он. - Мы не ожидаем, что она как-то понизится в текущем году. Это говорит о том, что в настоящее время у нас есть сложности с развитием региональной авиации и увеличением трафика аэропортов вне МАУ". Практически во всех городах-миллионниках снижение пассажиропотока более серьёзное, чем в среднем по стране (-5%). Начиная от Санкт-Петербурга и заканчивая Нижним Новгородом наблюдается снижение от 5,4 до 15,5%. Темп снижения международного сегмента в МАУ - 10,4% против 16,5% в целом по Российской Федерации. "Это значит, что всё меньше и меньше международных перевозок через региональные аэропорты. Так же как, впрочем, и через МАУ", - добавил Д.Нуждин.

Темпы падения пассажиропотока иностранных авиакомпаний на сегменте МВЛ в России в 2,5 раза больше, чем у отечественных авиакомпаний: "Международный пассажиропоток авиакомпаний РФ снизился на 7,5%, в то время, как пассажиропоток перевозчиков дальнего зарубежья - на 17,6%. Аналогичная ситуация наблюдается и на международном сегменте перевозок в Московском авиационном узле", - уточнил представитель аэропорта. При этом пассажиропоток на внутренних линиях растёт. Из статистики рынка МАУ видно, что по перевозкам пассажиров на ВВЛ он растёт быстрее, чем региональные аэропорты - РФ выросла на 11%, а МАУ на 14,3%.

Негативные факторы и позитивные изменения

Д.Нуждин напомнил, что в прошлом году аэропорт в среднем поднял тарифы на 7% при инфляции почти в 13%. При этом тарифы, которые являлись регулируемыми и устанавливались ФСТ, практически не росли.

В "Домодедово" отмечают, что в связи с последними изменениями курсов иностранных валют, пассажиры, которые обслуживаются у иностранного перевозчика, приносят примерно в три раза больше доходов, чем пассажиры российских авиакомпаний. Однако рост курсов валют ведёт к снижению спроса на международные перевозки в целом, и приводит к уходу с рынка иностранных авиакомпаний. Снижение объёмов перевозок иностранных авиакомпаний, в свою очередь, приводит к существенному падению доходов аэропортов. "Естественно, что до 2015 года при установлении тарифов Федеральная служба по тарифам исходила из того, что в определённой степени иностранные перевозчики субсидировали перевозки по российским компаниям внутри аэропортов. Сейчас этот источник у аэропортов сокращается, заходит в зону дефицита", - подчеркнул Д.Нуждин.

Банкротство авиакомпании "Трансаэро" тоже негативным образом отразилось как на аэропортах МАУ, так и на региональных аэропортах. По словам Д.Нуждина, только в МАУ долги авиакомпании составляют более 2 млрд рублей. "Нужно сказать, что эти 2 млрд рублей - это просто потерянные деньги для аэропортов, потому что услуги предоставлялись, а какой-то встречной оплаты за этих обслуженных пассажиров аэропорты не получили. Тем самым, негативный эффект для московских аэропортов - "Внуково" и "Домодедово" - только усугубляется". Кроме того, в настоящий момент наблюдается нестабильное финансовое положение ряда других авиакомпаний РФ.

Сотрудники аэропорта "Домодедово" также провели оценку совокупных потерь аэропортовой отрасли по трём факторам - Украина, Египет и Турция. Общий негативный эффект, по мнению представителей воздушной гавани, составляет более 6 млрд рублей.

Д.Нуждин рассказал, что в последнее время начали происходить и позитивные изменения: например, в части использования возможностей по государственной поддержке авиакомпаний и аэропортов, на которые правительство долгое время не решалось. В частности, речь шла о снижении ставки НДС для авиакомпаний при продаже авиационных билетов с 18 до 10%, а также о дальнейшей инициативе по её снижению до 0%. Ещё одно позитивное изменение - отмена тарифного дерегулирования в аэропортах МАУ. "Мы считаем, что здесь основным регулятором будет рынок, который, безусловно, в текущей ситуации будет сдерживать рост тарифов аэропортов", -подчеркнул он.

Меры поддержки

Д.Нуждин озвучил три меры, которые, по его мнению, могли бы поддержать аэропортовую отрасль в текущей ситуации. В первую очередь, представитель "Домодедово" предложил отменить льготы на налог на добавленную стоимость на услуги аэропортов. В качестве пояснения Д.Нуждин описал процедуру ценообразования, которая применяется в аэропортах при действующем порядке налогообложения НДС: "Допустим, поставщики имеют затраты в 100 рублей, на которые применяют ставку НДС 18%, и выставляют это аэропорту. Таким образом, аэропорту приходит счёт на 118 рублей включая НДС. Аэропорт к этому добавляет стоимость своих услуг - 50 рублей. Получаем 168. За счёт того, что мы не можем определять НДС, уплаченный к вычету, эту льготу мы в результате применяем так, что НДС учитывается в себестоимости. К этому добавляются услуги авиакомпании - 10%. Всё в итоге выставляется пассажиру - 294 рубля, в том числе НДС 26 рублей 86 копеек, - пояснил он. - Здесь идёт двойное налогообложение". В случае, если отменить эту льготу, продолжил Д.Нуждин, у аэропорта вычет будет не 168, а 150 рублей, а в конечном итоге стоимость для пассажиров будет всего 275 рублей против 294. "Таким образом, объём этой льготы позволит поддержать аэропорты в сложный период и обеспечить сдерживание роста тарифов для обслуживания авиакомпаний", - считает представитель аэропорта.

Ещё одна мера - введение безвизового режима на период 72 часа с целью стимулирования иностранного туристического потока в Российскую Федерацию. Д.Нуждин напомнил, что сейчас эту меру предлагают ввести только для российских перевозчиков и только в отношении транзитных пассажиров. В Федеральном агентстве по туризму считают, что эта инициатива позволить увеличить транзитный пассажиропоток до 10%. "Домодедово" предлагает пойти дальше и расширить сферу применения безвизового режима: включить в неё не только трансферных пассажиров, но и тех, для кого РФ является конечным пунктом путешествия. "В силу ситуации с курсами валют, которая благоприятна для развития въездного туризма, для иностранцев поездка в Россию стала в 2,5-3 раза дешевле, чем была до этого. В случае, если мы снимем эти визовые формальности, в том числе, для туристов из Западной Европы, вполне возможно, к нам начнут летать на выходные для того, чтобы познакомиться с Москвой и Санкт-Петербургом, - пояснил Д.Нуждин. - Вполне возможно после этого пойти ещё дальше и расширить режим с трёх суток до 10 или 14 дней. Это средняя продолжительность туристической поездки". Представитель "Домодедово" добавил, что, по разным оценкам, мера позволит увеличить въездной пассажиропоток (в зависимости от того, как её применять) до 50%.

Третья мера, которую поддерживает "Домодедово", - открытие магазинов Duty free в зоне прилёта международных воздушных линий. Зоны Duty free в российских аэропортах сейчас существуют только в зонах вылета, и российские пассажиры вынуждены покупать товары в иностранных аэропортах. По данным компании Global Blue, средний чек россиянина в магазинах Duty free в 2014 году составлял $488. "Понятно, что не все пассажиры тратят столько денег, но даже если предположить, что, допустим, каждый 10-ый делает покупки на эту сумму, то совокупный эффект или выручка может составить до $100 млн в год. Это, между прочим, 8 млрд рублей, которые в итоге получат операторы Duty free, это дополнительные рабочие места, а также плата за инфраструктуру, которую предоставляет аэропорт", - объяснил Д.Нуждин. Представитель воздушной гавани отметил, что необходимо работать в этом направлении, для того, чтобы внести изменения в Таможенный Кодекс и предоставить нашим гражданам "возможность не за границей деньги оставлять по $100-150 млн в год в магазине Duty free, а тратить эти деньги в РФ". "Пассажирам будет намного удобнее купить товары в аэропорту прилёта, вместо того, чтобы идти с покупками на борт воздушного судна. Надеемся, что регуляторы услышат наши инициативы", - резюмировал Д.Нуждин.

Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru