Безбарьерное регулирование
23 Март 2017 г.

altРосавиация и специалисты предприятий авиатранспортной отрасли совместно с представителями федеральной законодательной власти и общественных организаций обсуждали возможности развития доступной среды в российских аэропортах. В ходе совещания выяснилось, что у отрасли остаётся ряд нерешённых системных вопросов, несмотря на схожие оценки ситуации и подходы к её улучшению у авиаторов, регуляторов и общественников.

Проблемы создания безбарьерной среды на объектах авиатранспортной инфраструктуры обсуждались на круглом столе с участием председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Госдумы Михаила Терентьева, представителей Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), предприятий отрасли и общественных организаций. Формальным поводом послужил недавний инцидент в Чебоксарах, где паралимпийцу Замиру Шкахову не было предоставлено необходимого оборудования для схода с борта воздушного судна.

Напомним, ранее Росавиация утвердила план мероприятий по созданию доступной среды в аэропортах и на борту воздушных судов (подробнее читайте в материале "Доступ без барьеров"). Несмотря на его постепенное исполнение, некоторые проблемы остаются нерешёнными. Ключевой из них является отсутствие в региональных аэропортах амбулифтов, либо специальных подъёмников для людей с ограниченными возможностями, отметили собравшиеся. Остро стоит также проблема недостаточной квалификации персонала. Важно и то, что в ряде воздушных гаваней пока отсутствует необходимая навигация внутри аэровокзальных комплексов.

Росавиация проводит регулярный мониторинг исполнения принятой "дорожной карты" (рассчитана до 2018 года), отметил в своём выступлении заместитель начальника управления аэропортовой деятельности ведомства Василий Волобуев. Хотя обслуживание инвалидов в аэропортах регулируется Воздушным кодексом РФ, ФАП и отдельным приказом Минтранса, контроль за этой деятельностью на законодательном уровне не закреплён ни за одной госструктурой. В этой связи Росавиация настаивает на озвученной ранее идее о возвращении обязательной процедуры сертификации аэропортов. Это, в числе прочего, даст ведомству "рычаг воздействия" на операторов, не исполняющих требования по обеспечению доступной среды.

При этом с 2018 года функции контроля за обслуживанием пассажиров с ограниченными возможностями будут возложены на Ространснадзор - соответствующий закон Госдума приняла в декабре 2016 года. Представители отрасли готовы решать существующие проблемы в конструктивном диалоге с властью и обществом, но отмечают, что остаются нерешёнными несколько "системных вопросов".

В частности, неясно, как небольшие операторы будут возвращать вложения в специализированное дорогостоящее оборудование. Напомним, оператор чебоксарского аэропорта - ООО "МАЧ" - заявил, что закупит амбулифт к осени 2017 года, его стоимость может начинаться от 12 млн рублей. По оценке председателя комитета по оказанию сервисных услуг в гражданской авиации ассоциации "Аэропорт" ГА Александра Авдеева, срок его окупаемости, с учётом количества обслуживаемых в аэропорту маломобильных пассажиров, составит 30 лет, при этом в среднем стоимость обслуживания одного маломобильного пассажира придётся поднять до 6 тысяч рублей. А.Авдеев приводит в пример европейскую практику, где обслуживание инвалидов в аэропортах финансируется за счёт специального сбора за каждого пассажира на уровне 0,47 Евро.

Кроме того, по мнению эксперта, необходимо выработать чёткую систему взаимодействия между авиакомпаниями и аэропортами по оповещению последних о планируемых перевозках пассажиров с ограниченными возможностями. Сообщать об этом нужно как минимум за 48 часов до рейса, чтобы иметь "мобилизационный ресурс" по времени. Предлагается также повсеместно ввести практику соглашений о качестве оказываемых услуг между перевозчиком и оператором аэропорта, которая сейчас, по оценке Ассоциации "Аэропорт" ГА, "находится на первоначальном уровне".

Представители отрасли также предлагают государственным органам подготовить памятку для пассажиров с ограниченными возможностями, поскольку сейчас они не до конца понимают последовательность действий при оформлении перевозки. Начальник отдела организации обслуживания маломобильных пассажиров ОАО "Аэропорт Внуково" Анастасия Галицкая также отмечает, что работу аэропортовым службам значительно усложняет недостаток корректной информации об инвалидах на борту. "Если летит пассажир с переломом ноги, мы предоставляем определённую коляску, если лежачий больной - это другой вид услуги", - объясняет она. Исправить ситуацию может внедрение в системы бронирования возможности указать конкретные категории инвалидности: это не только значительно снизит нагрузку на ресурсы операторов, но и повысит качество перевозки, считает она.

Источник: АвиаПорт.Ru
Автор: Сергей Ахрамеев

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru