Опасность раскола
21 Май 2014 г.

Два месяца назад мы уже говорили о том, как внутренние украинские проблемы и политическая ситуация в отношениях между Россией и Украиной негативно сказываются на экономическом сотрудничестве между двумя странами, особенно в области авиастроения.

Ситуация с тех пор только ухудшилась. События все в большей степени выходят из-под контроля и развиваются либо непредсказуемым образом, либо, наоборот, предсказуемым, но самым негативным.

Из позитивных событий можно назвать только одно. Украинское ГП "Антонов" все-таки передало кубинскому перевозчику Cubana de Aviacion четвертый самолет Ан-158. Машина уже прилетела на Кубу, и скоро перевозчик начнет ее коммерческую эксплуатацию. Контракт на поставку ВС Cubana de Aviacion заключила в 2011 г. Первые три машины поступили заказчику весной и летом прошлого года, а в августе на выставке МАКС-2013 Cubana de Aviacion перевела опцион еще на три самолета в твердый контракт. Третьей стороной в данном соглашении выступает лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК).

Можно надеяться, что оставшиеся два самолета в рамках этого контракта передадут до конца года, однако события, развивающиеся в соседней республике, ставят под сомнение эти планы. Новое украинское руководство не раз говорило о намерении прекратить сотрудничество с Россией в стратегических областях, а все семейство Ан-148/158 может производиться только совместно. Хотя авиазавод в Воронеже освоил сборку Ан-148, часть комплектующих, включая двигатели, выпускается на Украине. Ан-158, который заказали кубинцы, собирается только в Киеве. Возможностей выполнить этот заказ российскими предприятиями нет: у России нет документации на данный тип, к тому же авиазавод в Воронеже загружен заказами российских административных органов, которые намерены эксплуатировать этот тип. Однако в Киеве не смогут собрать самолеты без российского финансирования, привлекать которое в нынешних условиях становится все сложнее.

Для России выполнение этого контракта не менее важно, чем для украинского предприятия: Куба по-прежнему один из основных партнеров России в Латинской Америке, а контракт на поставку Ан-158 входит в число крупнейших между двумя странами. При этом Cubana de Aviacion — один из двух международных эксплуатантов самолета. Второй оператор — северокорейская Air Koryo — имеет в парке единственный Ан-148.

Не упрощает положение дел и отстранение Дмитрия Кивы с поста руководителя ГП "Антонов". Ранее его сместили с должности главы одноименного концерна, однако он по-прежнему руководил госпредприятием. Подобные кадровые перемены также вызывают беспокойство по поводу возможного закрытия программы Ан-148/158 — точнее, ее краха.

Фактически произошло худшее, что можно было придумать для некогда единого советского авиапрома, — в то время как мировой авиапром консолидируется, российский и украинский обломки поначалу пытались конкурировать между собой, а сейчас, поддавшись политической ситуации, рискуют и вовсе прекратить отношения.

Возможная экономическая изоляция российского авиапрома также таит серьезные риски. Дело даже не только в поставках комплектующих для самолетов SSJ 100 и — в перспективе — МС-21, хотя эти программы чрезвычайно важны для России. Еще хуже то, что попытка опоры на собственные силы приведет к глобальной потере конкурентоспособности. Весь мир делится на центры компетенции, потому что невозможно каждой стране все на свете производить для самолета одинаково хорошо, а вот отдельные элементы и комплектующие — вполне. Потеря конкурентоспособности приведет и к низкой экономической эффективности самолетов, большим эксплуатационным расходам и высоким ценам на билеты.

Остается только надеяться, что здравый смысл и ответственная политика возьмут верх, России удастся избежать экономической изоляции, а российский авиапром в сотрудничестве с украинским будет развивать существующие проекты и создавать новые.

Источник: ato.ru
Автор: Алексей Синицкий

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru