Причины крушения самолета во Внуково: пьяное "разгильдяйство" или преступная халатность
22 Октябрь 2014 г.

Следственные органы в качестве основной приводят версию с "пьяным" водителем снегоуборочного комбайна. Эта причина насколько понятна, настолько и невероятна

Спустя считанные часы после крушения частного Falcon 50 на взлете с полосы третьего "делового" терминала аэропорта Внуково, Следственный комитет обозначил направление расследования. Официальный представитель СКР генерал Маркин отрапортовал о четырех рассматриваемых версиях крушения борта с президентом нефтяного гиганта Total Кристофа де Маржери.

Никаких особенных приведено не было: ошибка пилотов, ошибка диспетчеров, ошибка наземных служб, отказ авионики (техники).

Чуть позже ситуация, кажется, начала проясняться. В крови водителя снегоуборочной машины, с которой столкнулся перед крушением и загоранием самолет, был обнаружен алкоголь. Версия о "пьяной выкатке" сотрудника наземных аэропортовых служб была тут же подхвачена СМИ.

Но затем на лентах появилось "опровержение". Водитель Владимир Мартыненко заявил, что не "употреблял" во время работы на взлетной полосе, а о том, что он не принимал алкоголь и до этого, говорит запись в журнале осмотра персонала перед сменой - работник был трезв. Фактические версию "пьянства за рулем" разбил адвокат водителя снегоуборщика. Правозащитник заявляет, что Мартыненко вообще не "употреблял" по показаниям здоровья. Если не водитель, то кто виноват в трагедии?

Напомним, борт с главой Total Кристофом де Маржери в полночь на вторник столкнулся на взлетной полосе Внуково со снегоуборщиком. Руководитель четвертой публичной нефтегазовой компании мира стал жертвой "разгильдяйства", такое определение причинам трагедии дал замминистра транспорта Валерий Окулов, пишет РБК.

Следственный комитет теперь полагает иначе. Ответственность за случившееся несут не только рядовые сотрудники и линейные руководители Внуково, но и первые лица аэропорта, которые не приняли необходимых в сложных погодных условиях мер.

В условиях сильного тумана экипаж принял решение на взлет

В понедельник вечером из-за сильного тумана все столичные аэропорты были переведены в режим работы "по фактической погоде", акцентирует внимание РБК. Командиры экипажей сами принимали решение о возможности посадки в аэропорту назначения. Во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов, 12 ушли в Домодедово, а еще шесть - в Шереметьево. Видимость при взлете была около 350 м. Такие данные приводят во Внуково.

Как известно, Falcon с главой Total взлетал с первой взлетно-посадочной полосы. Лайнер взял разбег, но в 23:57 столкнулся с внезапно появившейся на полосе снегоуборочной машиной. В своем сообщении пресс-служба Внуково не отмечает, в каком состоянии находилась машина в движении или стояла. По некоторым данным, снегоуборочная машина под управлением Владимира Мартыненко пересекала ВПП.

Набравший взлетную скорость Falcon 50 задел препятствие передней стойкой шасси, вследствие чего перевернулся, рухнул на взлетно-посадочную полосу и загорелся. Спасти четырех людей на борту - двух пилотов, стюардессу и важного пассажира не удалось. Водитель снегоуборщика не пострадал.

Водитель совершил запрещенный маневр. Он что, был пьян?

Почему водитель решил пересечь взлетно-посадочную полосу перед взлетающим самолетом, предстоит выяснить комиссии. Очевидцы трагедии рассказывают, что катастрофа произошла в тот момент, когда снегоуборщик оказался на перекрестке двух полос. Доступ в это место запрещен.

СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Отрабатываемые версии органов дознания - ошибка диспетчеров и действия водителя снегоуборочной машины.

Рассматриваются также версии неблагоприятных погодных условий и ошибки пилотирования. Водитель машины Владимир Мартыненко находился в состоянии алкогольного опьянения, проинформировал официальный представитель СК Владимир Маркин. Следствие задержало сотрудника наземной службы аэропорта на 48 часов и намерено ходатайствовать перед судом о его аресте.

Сам Мартыненко, отмечает РБК, себя виновным не считает: адвокат водителя Александр Карабанов сообщил РИА Новости, что мужчина не пьет из-за проблем со здоровьем. Следует учесть, врач официально допустил Мартыненко к работе. "Перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе. После этого он отправился за листом для получения автомобиля", - отмечает Карабанов.

Диспетчер неправильно оценил ситуацию на аэродроме

Как известно, за работу аэропортовых служб отвечает управляющая компания аэропорта, а за диспетчеров - Госкорпорация по организации воздушного движения. Весь транспорт на аэродроме - и самолеты, и аэродромная техника - движется под руководством "диспетчера старта". Именно он лично дистанционно на мониторе контролирует все происходящее на взлетно-посадочных полосах. Любой выезд на полосу - будь то спецтехника, транспорт для проверок полосы или машина руководителя полетов - происходит только с согласия диспетчера, рассказал РБК вице-президент профсоюза летного состава, летчик Олег Приходько.

Если транспорт есть на полосе, диспетчер не может дать команду на взлет-посадку. Когда самолет шел на взлет, спецтехника в это время чистила вторую, нерабочую полосу. Как один из комбайнов оказался на рабочей взлетной полосе - загадка.
Приходько утверждает, что у пилота не было возможности предотвратить столкновение. В момент разгона скорость самолета достигает 250-300 км/ч, и на такой скорости у летчика было на маневр не более 2 секунд. В такой ситуации сложно среагировать.

"Толкучки" на взлетной полосе не было

Версия о том, что пилоты де Маржери спешили произвести взлет, не подтвердилась. В управляющей компании Внуково подтверждают, что по окончании Консультационного совета по иностранным инвестициям, участником которого был и де Маржери и другие высокопоставленные европейские лица, вылеты бизнес-авиации шли в рабочем порядке, "без толкотни".

Причины катастрофы уходят наверх

"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта", - сказал спикер СКР Владимир Маркин.
Очевидно, что за халатностью исполнителей стоят, "конечно же, более высокие руководители аэропортового комплекса, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний, отмечают в Комитете.

Вопросы у СКР могут возникнуть к Виталию Ванцеву, совладельцу Внуково и председателю совета директоров ОАО "Международный аэропорт "Внуково" и Василию Александрову - гендиректору ОАО "Аэропорт Внуково". За содержание инфраструктуры аэропорта отвечает технический директор Анатолий Кайгородов, а за эксплуатацию аэродромного комплекса и ГО отвечает заместитель генерального директора Сергей Солнцев. Терминал бизнес-авиации находится в ведении Георгия Шарова - гендиректора ЗАО "Центр Бизнес-Авиации".

Кроме специальной комиссии Международного авиационного комитета (МАК), который ведет расследование происшествия совместно с СК, проверять аэропорт Внуково будут и Ространснадзор, и транспортная прокуратура. Ространснадзор проверит, как различные структуры в аэропорту обеспечивали безопасность полета аварийного самолета, сказал представитель ведомства.

Прокуратура планирует выяснить, соблюдали ли Внуковский центр обслуживания воздушного движения и ОАО "Аэропорт Внуково" законодательство в области гражданской авиации и обеспечивали ли безопасность полетов всеми структурными подразделениями, говорится в сообщении ведомства.

Источник: газета «Гудок»
Автор:     Виктор Чагин

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru