Кто заставил Россию летать на западном секонд-хэнде?
04 Апрель 2016 г.

Катастрофа Боинга-737 в Ростове-на-Дону опять заставила усомниться в качестве иностранной авиатехники

Пока не обнародованы результаты официального расследования, давать оценки того, как и почему разбился самолет flydubai, преждевременно и некорректно. Тем не менее, вот на что хотелось бы обратить внимание: катастрофа в Казани 17 ноября 2013 года лайнера Боинг-737 практически аналогична ростовской трагедии. В обоих случаях самолет попросту спикировал под критическим углом на взлетно-посадочную полосу, причем экипаж, отлично видя, куда летит самолет, не предпринял ничего. Или не смог предпринять?

В этой связи не такой уж бессмысленной выглядит версия о технической неисправности Боинга-737. Вернее, о замерзании элементов механизации крыла. На это указывает тот факт, что обе катастрофы произошли поздней осенью и ранней весной. То есть при отрицательной температуре. Могло ли быть обледенение критически важных узлов, отвечающих за механизацию крыла? Несомненно. Если это действительно так, то тогда остается только бить тревогу. Так как Боинг-737 является самым массовым пассажирским самолетом в мире, который к тому же очень полюбили российские авиакомпании. Почему же так произошло?

Для этого совершим небольшой экскурс в историю отечественной гражданской авиации. После «реформ» Горбачева, а затем и Ельцина на российский авиарынок хлынул поток летающего секонд-хэнда со всего мира. И это при том, что у России был не только свой огромный авиапарк, но и в страну вернулось много авиатехники из бывших республик СССР. Грубо говоря, самолетов в России было более чем с избытком и они до сих могли бы летать.

Но… тут начались самые настоящие чудеса, которыми так богата наша история последних 25 лет. Например, Ту-154 – ровесник Боинга-737 - вдруг был признан морально и физически устаревшим, а его американский визави при этом…. разлетался, как горячие пирожки. Действительно, двухдвигательный «американец» был более экономичным, чем трехдвигательная «тушка», но в СССР в 1990 году на смену Ту-154 пришел Ту-204.

Но вот странная штука: он также был признан «недосамолетом». Хотя в отличие от Боинга-737, который падает с работающими двигателями, Ту-204 умудрялся садиться вообще с неработающими моторами. 14 января 2002 года Ту-204 авиакомпании «Сибирь» при подлете к Омску банально «заглох» из-за выработки топлива. Но так как планер самолета проектировали не «эффективные менеджеры», а грамотные конструкторы, то Ту-204 во всех смыслах был и остается полноценным самолетом, в изначальном понимании этого слова. Вот почему, даже оказавшись «обездвиженным», Ту-204 планировал около 20 километров и благополучно сел в аэропорту Омска. Кстати, у него при этом почему-то не замерзли рули высоты да и вообще ничего не замерзло, даже при отключенной противооблединительной системе. Хотя стоял январь месяц и садился он не в теплом Ростове, а в Омске.

В том же 2002 году в Ульяновск, на ЗАО «Авиастар», выпускающее Ту-204, приехал ельцинский ставленник и большой любитель погостить в США Михаил Касьянов. Находясь тогда в должности премьер-министра, доверенное лицо президента-теннисиста произнесло речь, в которой оно – лицо - предложило выпускать по 4-6 штук Ту-204 в год. Чтобы…. со временем обновить российский авиапарк. Неизвестно, какая оценка была у Касьянова по арифметике в школе, но несложно подсчитать, сколько десятилетий обновлялся бы российский авиапарк при таких темпах выпуска.

Впрочем, после того как Касьянова отправили на вольные хлеба и он переквалифицировался в патентованного оппозиционера, в судьбе Ту-204 улучшений не произошло. Фактически этот самолет востребован лишь Минобороны, как и Ил-96, которому ельцинские ставленники также выписали справку о профнепригодности.

Подобный самолет, выпускай его Китай, Индия или Япония, стал бы национальной гордостью, но только не в России. У нас вполне современные Ту-204, Ту-214 и Ил-96 «эффективные менеджеры» отправили в «запас», предпочтя им разного рода авиационный хлам, который скупается по всему миру.

Спрашивается, почему?

Дабы быть объективным, рассмотрим характеристики сверхпопулярного Боинга-737 и Ту-204. Оба самолета могут брать на борт до 215 пассажиров. Ветеран американского авиастроения, в первый раз поднявшийся в небо в далеком 1967 году, способен летать на дальность 6 200 км. Ту-204, появившийся в 1990 году, преодолевает 6 900 км, причем с новейшим двигателем ПД-14 эти показатели будут однозначно улучшены.

Кстати, старичок Ту-154 мало того, что был трехдвигательным, а значит, более надежным самолетом, так и брал на борт 180 пассажиров и мог пролететь 5 300 км. Но он был признан «ужасающим старьем», а вот Боинг-737, который старше Ту-154, вызывает у наших отечественных авиаперевозчиков обильное слюноотделение.

Ну и самое главное – цена вопроса. Нам же постоянно, ещё со времен великого экономиста Гайдара, твердят про «наисправедливейший» рынок, который, дескать, сам всё отрегулирует. Поэтому смотрим на ценники: Ту-204 стоит от 35 млн долларов, Боинг-737 – от 50 млн долларов. Спрашивается, на кой черт нужен самолет полувековой давности, падающий от того, что у него что-то там может вдруг замерзнуть, да ещё дороже на 15 миллионов? Ну кто в здравом уме купит старую и дорогую вещь при наличии более современного и дешевого аналога?

А вот это и есть вопрос вопросов. Ответ на него наверняка знают те самые «эффективные менеджеры», отвечающие за авиаперевозки. Которые пока что маму родную только не продали, да и то по той лишь причине, что за маму откат не получить. У них мало того, что намертво вбит в подкорку тот «общепризнанный» факт, что Боинг просто по определению не может выпускать что-то, мягко говоря, неконкурентоспособное. Попутно у них в подкорке засело и то, что «ватный» авиапром вообще не способен выпускать ничего дельного, кроме лаптей и балалаек. Ну и про свой любимый карман забывать нельзя.

И вот этот момент является основополагающим при принятии практически всех решений. Потому что ещё зверочеловек Шариков произнес то, с чем полностью согласны «эффективные менеджеры» – я без пропитания оставаться не могу.

Это и стало экономической «революцией» Гайдара в постсоветской России. Ну а то, что Боинги-737 падают – это ерунда. Все же знают, что это лучший самолет в мире. Не то что какой-то там Ту-204, которого тупые «ватные» конструкторы зачем-то научили планировать с неработающими двигателями.

Источник: www.km.ru
Автор: Александр Плеханов

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru