Не «быть», а «казаться»
31 Июль 2017 г.

altМы живем в век информации. Вообще, как мне кажется, она всегда правила миром, но после активного распространения интернета произошел резкий скачок доступности информации, что кроме несомненных плюсов имеет и один значительный минус - перенасыщение сведениями. Теперь больше ценится не важность и актуальность сведений, а их преподношение - чем громче ты можешь проорать что-либо, тем большее значение это «что-либо» будет иметь вне зависимости от реальной ценности информации.

Конечно, наибольшие возможности для распространения информации имеют СМИ - за счет обширной аудитории, которая сама приходит за свежей порцией новостей. Однако, громкие инфоповоды, как показывает практика, могут доходить до конечного слушателя и без новостных лент, газет и телевидения. Но тут опять же - должен быть громкий и возмутительный повод. Без него никак.

Что мы имеем на выходе? Если громко кричать о своих успехах, пусть даже малозначительных или вообще выдуманных, то большинство слушателей в этом «белом шуме» не доберется до реального положения вещей - если ты, конечно, не будешь допускать совсем уж откровенных инфоповодов.

Так и живем. Существует очень большая разница между тем, как преподносят успехи в СМИ и интернете и фактическим положением дел. Для примера можно посмотреть на московский авиаузел.

Вот, к примеру, авиакомпания «Аэрофлот» вводит новый интерфейс сайта для покупки авиабилетов. Разумеется, в наше время разработка сайта для крупной компании - дело недешевое, и государственный аэромонополист, без сомнения, получает данную услугу не бесплатно. Конечно же, это всегда повод рассказать акционерам и населению о том, что в компании проводятся современные IT-процессы, выраженные в том числе в оптимизации и усовершенствовании доступа потребителей к основным услугам, направленные на повышение рейтинга авиакомпании в мировом глобальном рейтинге и повышение уровня доходов от влияния на покупателя в целях повышения продаж за счет воздействия на психоэмоциональную структуру человека на основе рекомендаций крупнейших иностранных консультационных агентств, и далее, далее, далее по тексту… Это я непрофессионал, у меня нескладно выходит, а люди, пишущие пресс-релизы, знают, как красиво обыграть очередной тендер.

Но увы, стоило повнимательнее посмотреть на то, что получилось, как волосы встают дыбом - и за это заплатили деньги? Портал travel.ru, для посетителей которого покупка авиабилетов - актуальная тема, внимательно рассмотрел новый интерфейс и выдал следующие недоработки:

- Ликвидация показа сетки тарифов

Тут сразу маленький комментарий - мне как раз понятен мотив, зачем это делается. Когда на экране у пользователя видна цена за самый дешевый тариф - это как-то, учитывая в целом ценовую политику монополиста, легче воспринимается. Опять же, снизится расход валокордина, меньше будет произнесено неприличных слов. Сплошные плюсы. Кстати напоминаю, что билет по самому дешевому тарифу - «Промо» - появляется только на отдельных маршрутах как специальное предложение, по желанию авиакомпании. Попробуй найди его, когда жизнь заставит полететь на следующие выходные к родственникам в другой город.

Зато цифры на сайте будут радовать

  • Исчезла возможность перехода с мобильных устройств на полноценную версию сайта
  • Проблемы при выборе рейсов «туда-обратно» по самому доступному тарифу «Промо»
  • В целом - усложнение процедуры покупки билетов для людей, не разбирающихся досконально в системе тарифов «Аэрофлота»
  • Затруднена сортировка рейсов по выбранным пользователем показателям
  • Исчезло автоматическое проставление данных пассажира при входе в личный кабинет в процессе бронирования
  • Усложнен процесс отказа от страховки
  • Затруднено исправление допущенных в процессе бронирования ошибок - зачастую в случае ошибки необходимо запускать весь процесс бронирования заново

Рекомендация портала - пока есть возможность, пользоваться старой версией сайта. Вот так выглядит работа монополиста не в рекламных буклетах и заказных статьях, а в глазах реальных пользователей - деньги потрачены, но стало хуже.

Впрочем, мы же все знаем, зачем госкомпании объявляют тендеры, правда? Но вы только подумайте – ведь такой подход, он не только в обновлении сайта. Это такая методика управления компанией, от чего становится жутковато.

Можно привести другой пример - недавний потоп в аэропорту Шереметьево. Фотографии, распространенные свидетелями, сигнализируют о том, что в процессе реконструкции порта, скорее всего, пострадали сливные сооружения. В итоге - для того, чтобы оказаться на море, туристам необязательно было вылетать из «Шереметьево». Можно было неплохо поплавать и на территории самого перрона. Вот некоторые любопытные фотографии, благодаря которым можно представить примерный масштаб происходящего – они взяты из социальной сети Instagram.

alt

alt

alt

А ведь эта реконструкция затеяна не просто так - о модернизации и строительстве новых терминалов недавно с апломбом рассказывали Дмитрию Медведеву и дело тут даже не в желании получить политический капитал, а в условиях договора между частным собственником и государством, в соответствии с которым инвестиции рассматриваются государством как средство для покупки части аэропорта. Соответственно, чем красочнее и ярче выглядят (повторюсь - выглядят) масштабы реконструкции и строительства, тем большая часть аэропорта отходит в частные руки (на самом деле все несколько иначе - отходящая частному собственнику доля аэропорта уже зафиксирована и передана, но теперь ее надо «отбить». Впрочем, суть действий от этого не меняется - необходимы красивые презентации, подтверждающие «заботу» инвестора, а как там на самом деле будет обстоять дело - никого (кроме пользователей услуг, но кому они нужны) не волнует.

Так что надеяться что терминалы, построенные частным собственником, будут высокотехнологичны не только на бумаге, я бы не стал. Не та у них цель. «Потемкинские» деревни - их, знаете ли, не для жизни возводили (я знаю, что это исторический миф, но вы же поняли сравнение?).

В рамках философии «не быть а казаться» можно вспомнить и третью взлетно-посадочную полосу. Тут вообще дошло до смешного - частный собственник заявил, что если не дать на нее еще денег, то прежде вложенные государством средства будут по факту потрачены бесцельно и бездарно, так как эффективность введенной в действие без дополнительной поддержки полосы будет значительно ниже запроектированной. Ситуация, конечно, крайне неприятная - это как если бы вы пришли в автосалон за заказанной «Тойотой Ленд Крузер», а вам бы предложили доплатить еще миллион рублей, ну или если не хотите - забрать себе УАЗ-469. Сами понимаете, кризис на дворе… Так что, заберете УАЗ? Или дадите денег?

А других вариантов у вас, разумеется, нет - возможность ударить по рукам частному собственнику у государства или отсутствует, или просто не применяется по каким-то неведомым для нас соображениям. Так что деньги найдут.

Кстати, не так давно в кулуарах аэропорта прогремела другая история - 79-летней пассажирке «Аэрофлота» забыли оказать услугу по координации пересадки на другой рейс, в результате чего она потерялась. Об этом никто не трубил и не рассказывал, а ведь пожилой человек в итоге оказался в такси (!), а после - от пережитых потрясений - в сумасшедшем доме.

К чему я говорю об этом - проблема в том, что в выборе между «быть» и «казаться» все чаще выбор встает на сторону последнего. А мне, как пользователю услуг, это очень не нравится. Неправильно это, знаете ли.

Имитация прогресса в IT-технологиях, подменяющая собой действительно современные методы и принципы работы, рано или поздно приведет к такого рода проблемам, которые не удастся скрыть за получением наград и премий от малоизвестных изданий. Какой-либо очередной коллапс, который опять наводнит социальные сети и интернет-порталы гневными отзывами очевидцев и фотографиями с очередями, например. А нам останется только сетовать на то, что у государства нет работающего механизма влияния на эффективность московского авиаузла.

Источник: econbez.ru
Автор: Дмитрий Кузнецов

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru