"Большое Савино": приватизация со множеством неизвестных
21 Март 2013 г.

Власти Прикамья не могут объяснить материальные выгоды краевого бюджета от приватизации такого лакомого актива, как пермский аэропорт

Случайно просочившиеся в прессу подробности переговоров правительства Пермского края с ОАО "Кольцово-Инвест" по поводу условий реализации инвестпроекта по строительству нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту наводят на мысли о том, что структура "Реновы" получит Большое Савино бесплатно. Выкуп инвестором допэмиссии акций аэропорта означает лишь увеличение уставного капитала аэропорта и размытие в нем краевой доли - край от этой сделки не получит ни копейки. Подробнее - в материале "ФедералПресс.Приволжье".

Принципиальная схема привлечения инвестора к строительству нового терминала в пермском аэропорту стала известна еще летом прошлого года. В июле ее озвучил журналистам губернатор Прикамья Виктор Басаргин: уже тогда было принято решение о том, что отбор инвестора пройдет на конкурсной основе, КГУП "Пермские авиалинии" будет акционировано и инвестор выкупит допэмиссию общества, "размыв" тем самым долю краевого правительства в уставном капитале. Средства, полученные в результате допэмиссии, будут использованы в качестве инвестиций для реконструкции аэропорта.

В феврале этого года "Пермские авиалинии" провели конкурс по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту Большое Савино, его выиграло входящее в группу "Ренова" ОАО "Кольцово-Инвест". Немного позднее КГУП "Пермские авиалинии" было реорганизовано в ОАО "Международный аэропорт Пермь". Таким образом, от плана, озвученного губернатором, никто не отступает.

Однако в этой схеме отсутствует такая важная деталь, как выгода бюджета от приватизации краевого актива. Акции аэропорта передаются в частную собственность, однако никакой материальной выгоды от этой сделки для нынешнего владельца предприятия, Пермского края, в схеме не предусмотрено. То, что инвестор выкупит дополнительно выпущенный пакет акций вновь созданного ОАО "Международный аэропорт Пермь", означает лишь, что будет увеличен уставный капитал общества. О том, какая сумма будет перечислена за этот актив в бюджет края, ничего не говорится.

Другими словами, аэропорт фактически достается "Ренове" даром. При этом ни о каких реальных гарантиях того, что инвестор все-таки построит новый терминал, речи до сих пор не шло - ни конкурс, на котором по факту разыгрывалось подписание "инвестиционного меморандума", ни сам меморандум фактически никого ни к чему не обязывают. "ФедералПресс.Приволжье" уже писал о странностях проведенного конкурса - эксперты, опрошенные нами, так и не смогли разобраться в том, на основании какого закона край собирается передавать аэропорт инвестору.

Однако ранее в беседах с корреспондентом "ФедералПресс.Приволжье" и министр по управлению имуществом Пермского края Андрей Шагап, и глава минтранса Владимир Митюшников говорили, что озвученная губернатором схема - лишь один из возможных вариантов приватизации аэропорта, а окончательное решение будет приниматься в ходе переговоров краевых властей с инвестором. Они уже начались на прошлой неделе, и планируется, что закончатся в течение двух месяцев.

Наконец, 20 марта стали известны подробности предложения будущего инвестора. Как выяснил "Коммерсант-Прикамье", ОАО "Кольцово-Инвест" направило в адрес краевых властей текст меморандума, который и определяет, на каких условиях будет приватизироваться аэропорт и какие инвестиционные обязательства берут на себя стороны. В общих чертах схема передачи аэропорта в собственность инвестору пока мало отличается от анонсированной губернатором, если не считать включения в нее еще двух юрлиц.

Согласно меморандуму, на текст которого ссылается издание, "Ренова" предлагает заключить трехсторонний договор между инвестором, аэропортом и Пермским краем в лице губернатора Виктора Басаргина.

"Кольцово-Инвест" предусматривает создание еще одного юрлица - ОАО "Большое Савино - Терминал" (БСТ), которое будет заниматься строительством нового терминала. Учредителями выступят ОАО "Международный аэропорт Пермь" с долей 26 % акций и инвестор компании (74 % акций). Именно на эту новую структуру предлагается оформить договор субаренды земельного участка для строительства нового терминала.

Основной юридической структурой должна стать компания ОАО "Корпорация развития Пермского края" (КРПК). Предполагается, что в это юрлицо будет реорганизована нынешняя госкомпания - ОАО "Агентство содействия инвестициям". КРПК станет держателем краевой доли акций аэропорта - предполагается, что его уставный капитал будет составлять порядка 272,6 млн рублей.

После этого инвестор предлагает увеличить уставный капитал "Международного аэропорта Пермь" путем допэмиссии акций, размещаемых посредством закрытой подписки в пользу инвестора. Допэмиссия будет стоить "Кольцово" 1 миллиарда 50 миллионов рублей и 74-процентного пакета акций промежуточной компании - БСТ. Выкупить допэмиссию компания сможет после 31 декабря 2015 года, то есть только после окончания строительства нового терминала. При этом по итогам передачи акций инвестору размер доли "Кольцово" в уставном капитале аэропорта должен составить 75 % минус одна акция. ОАО "Корпорация развития", выступающее от имени краевых властей, может после исполнения инвестором обязательств по строительству терминала продать ему все оставшиеся акции аэропорта. Согласно меморандуму, всего запланированный объем инвестиций в пермский аэропорт до 2035 года составит около 11,5 млрд рублей, из них 3,7 млрд рублей - до 2015 года, то есть собственно на строительство терминала.

Согласно предложенному "Реновой" меморандуму, край со своей стороны обязуется обеспечить строительство и реконструкцию подъездных путей к аэропорту, обеспечить необходимые лимиты энергопотребления, возведение необходимой коммунальной инфраструктуры.

Напомним, ранее заявлялось, что меморандум будет подписан до конца марта, то есть фактически в течение десяти дней, начиная с дня сегодняшнего. Если он будет подписан в том виде, в котором существует сейчас, фактически Пермский край сделает "Кольцово-Инвест" подарок. На приобретение контролирующего пакета акций аэропорта структура "Реновы" потратит лишь чуть более 1 млрд рублей, но эти средства останутся в структуре уставного капитала аэропорта. Выкупит ли потом инвестор краевую долю или предпочтет вновь размыть ее до ничтожной величины - неизвестно. Таким образом, Пермский край в обмен на собственность получит лишь обязательства по строительству коммунальной инфраструктуры. При этом бывший руководитель "Пермских авиалиний" Вячеслав Текоев в беседе с "Коммерсант-Прикамье" оценил имущество "Пермских авиалиний" в сумму не менее 3 млрд рублей.

С другой стороны, власти Пермского края однозначно заявляют о том, что эти условия - не окончательные, и они подлежат обсуждению. Собеседники "ФедералПресс.Приволжье" в правительстве Прикамья говорят, что сегодня меморандум находится в работе "инфраструктурного" блока краевого правительства: "имущественное" ведомство будет лишь исполнять условия договоренностей с инвестором уже после подписания документов.

Справедливости ради, стоит упомянуть о том, что какую-то выгоду Пермский край все-таки получит, правда - не совсем материальную. У пермяков, наконец-то, появился шанс на то, что в Большом Савино будет построен нормальный аэровокзал. По крайней мере, это меморандум гарантирует - "Кольцово" не получит контрольного пакета акций аэропорта до тех пор, пока не построит терминал. Однако вопрос, зачем ради этого аэропорт нужно непременно подарить инвестору, остается открытым. До сих пор и без таких "льготных" условий желающих строить в Большом Савино было предостаточно.

В управкомпании "Аэропорты регионов" ("аэропортовая" структура ГК "Ренова") ситуацию по-прежнему не комментируют, обещая раскрыть все подробности после 1 апреля.

В министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края "ФедералПресс.Приволжье" сообщили, что закон "О приватизации" предусматривает преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество как один из способов приватизации госимущества. В ответе министерства говорится также, что "под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества". Однако вопрос о том, что именно край получит взамен на имущество бывших "Пермских авиалиний", то есть будет ли эта сделка действительно "возмездной", ответа мы так и не получили.

Источник: сайт «Fedpress.ru»

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru