ЕСПЧ может заставить авиакомпании перевозить инвалидов без спецусловий
15 Ноябрь 2012 г.

Заставить российские авиакомпании перевозить пассажиров в инвалидных креслах или лежачих больных вне зависимости от того, имеются ли в самолете соответствующие условия, сможет только Европейский суд по правам человека, считают адвокаты, опрошенные в среду РАПСИ.

Верховный суд (ВС) РФ в среду оставил без удовлетворения иск Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии", которое оспаривало норму правил воздушных перевозок, позволяющую, по мнению заявителя, авиакомпаниям произвольно отказывать в полете инвалидам-колясочникам.

Несовершенство законов


По словам члена московской коллеги адвокатов "Николаев и партнеры" Тамиллы Сакварелидзе, обществу стоит оспорить решение Верховного суда РФ, а если и кассационная инстанция отклонит иск - обращаться в Страсбург.

"Пока российские законы не поменяются, ситуация для инвалидов не улучшится. Правозащитникам стоит и дальше оспаривать российские правила воздушных перевозок, если понадобиться дойти до Европейского суда по правам человека. Конечно, авиакомпаниям невыгодно обустраивать места для инвалидов за счет других пассажиров, хотя они и ущемляют права потребителей, которыми инвалиды тоже являются. Именно поэтому нужно наращивать судебную практику, с тем чтобы заставить законодателя пойти на необходимые изменения в пользу инвалидов", - отметила Сакварелидзе.

Адвокат Нина Белозерцева, руководитель группы здравоохранения и фармацевтики юридической фирмы Goltsblat BLP, также считает, что права инвалидов нарушаются, поскольку они не закреплены законодательно.

"У нас же нигде нет условий для инвалидов - не только в самолетах, но и в поездах, междугородних автобусах, да и не во всех городских", - сказала она.

По мнению Белозерцевой, в законодательстве следует прописать обязанность любой компании создавать условия для инвалидов и только в таких случаях разрешать их работу.

"Например, каждая аптека должна оборудовать пандус для колясочников. Если его нет, то встает вопрос о лицензии. Ровно таким же образом маршрутные такси обязали выделять одно бесплатное место в салоне для проезда инвалида, сделав это обязательным условием выдачи разрешения на работу. Только таким способом государство может воздействовать на бизнес. А сейчас нет никаких обязательств, никто и не соблюдает права инвалидов и больных людей, не способных самостоятельно передвигаться", - считает адвокат.

Коллегу поддержала руководитель практики частных клиентов юридической фирмы "ЮСТ" Татьяна Старикова, которая считает, что законодателю придется рассматривать и принимать поправки не только к соответствующим положениям Правил воздушной перевозки, но и к нормам Воздушного кодекса РФ в связи с ратификацией Россией в мае 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов.

"Безусловно, необходимость внесения изменений в отдельные законодательные и нормативные акты действительно назрела. В том числе в части расширения доступа инвалидам к транспорту, к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения" - сказала адвокат.

По ее мнению, Обществу защиты прав потребителей следует первоначально обратиться со своими замечаниями и предложениями в Федеральное агентство воздушного транспорта для устранения дискриминационных положений нормативных актов, регулирующих воздушные перевозки.

В свою очередь адвокат Дмитрий Айвазян указал, что перевозчики не должны себе в убыток создавать условия для людей с ограниченными возможностями. "Логично было бы, чтобы государство возмещало эти убытки из бюджета. Но у нас, как обычно бывает, закон есть, а механизм его реализации не прописан. Необходимо, чтобы кто-то финансово обеспечивал равный доступ граждан", - отметил Айвазян.

Источник: «РАПСИ»

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: info@aercity.ru