Объемы перевозок растут, загрузка снижается
13 Февраль 2012 г.

altИтоги работы российской гражданской авиации за прошедший год получились неоднозначными. Производственные показатели выглядят вполне оптимистично. Совокупное количество пассажиров российских авиакомпаний в 2011 г. составило 64,122 млн чел., что 12,6% больше, чем годом ранее. Общий пассажирооборот по итогам 2011 г. увеличился на 13,4% и составил 166,8 млрд пкм. На международных направлениях количество перевезенных пассажиров возросло на 13,2%, до 31,384 млн чел., на внутренних — 32,738 млн чел. (+12%).

По итогам 2011 г. лидерами по количеству перевезенных пассажиров стали авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", S7 Airlines ("Сибирь") и "Россия" — их доля в общем пассажиропотоке составила 57,9%. Причем наибольший рост показала авиакомпания "ЮТэйр" — 31,3%. Ее услугами в 2011 г. воспользовалось 5,802 млн чел., в результате "ЮТэйр" переместилась по количеству перевезенных пассажиров с четвертого места на третье.

Первое место по итогам 2011 г. традиционно занимает "Аэрофлот", который перевез 14,174 млн пасс. (прирост 25,6%), на втором — "Трансаэро" (8,453 млн пасс., прирост 27,2%). Авиакомпания S7 Airlines ("Сибирь"), сохранив умеренные темпы роста (+6,1%), занимает четвертое место — 5,128 млн пасс.

Впрочем, необходимо сделать важную оговорку. Естественный процесс консолидации авиаперевозчиков ведет к формированию групп компаний, при этом размывается однозначное соответствие между производственными единицами — держателями свидетельства эксплуатанта, и бизнес-структурами. В зависимости от того, насколько тесно переплетается бизнес отдельных компаний, имеет смысл говорить либо о показателях отдельных авиаперевозчиков, либо о показателях группы компаний.

Наиболее характерный пример — авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", входящие в группу S7 и выполняющие перевозки под общим брендом S7 Airlines, причем все рейсы обоих перевозчиков находятся в код-шерин-ге S7/GH, то есть разделение между компаниями получается чисто технологическим. Если посмотреть на консолидированные показатели S7 Airlines, получится 6,6 млн пасс. (прирост 11,3%), что поставило бы S7 Airlines на третье место, впереди группы "ЮТэйр" (с учетом показателей ее дочерней компании "ЮТэйр-Экспресс").

Авиакомпания "Россия", перевезя по итогам года 3,537 млн чел. (+15,1%), сумела вернуть себя пятое место (в 2010 г. она занимала шестое). А компания "Оренбургские авиалинии" (2,507 млн пасс., +4,4%) с прошлогоднего пятого места переместилась на седьмое, пропустив вперед "Уральские авиалинии" (2,513 млн пасс., +40,2%).

Тревожная тенденция заключается в том, что рост производственных показателей сопровождается снижением коммерческой эффективности перевозчиков, характеризуемой процентом занятости пассажирских кресел. По итогам 2011 г. этот показатель значительно снизился — на один процентный пункт (п. п.): с 78,2 до 77,2%. Надо отметить, что начиная с 2000 г. доля занятых кресел постоянно возрастала, и единственное ее снижение (всего на 0,4 п. п.) было зафиксировано лишь в 2004 г.

Опасения вызывает не только общая цифра — снижение наблюдается практически во всех секторах перевозок. На международных линиях оно составило –0,7 п. п. (81,8% в 2010 г., 81,1% в 2011 г.). Еще более существенное падение произошло на внутренних линиях (–1,6 п. п.), а на местных линиях просто обвал — 7,6 п. п. Причем итоговый процент занятости пассажирских кресел в этом сегменте воздушных перевозок (56,6%) оказался даже ниже, чем в 2000 г. (57,5%).

Разумеется, на основании итогов только одного года делать окончательные выводы довольно сложно. Но общая безрадостная картина позволяет с высокой вероятностью говорить о том, что период достижения результатов за счет постоянного наращивания парка воздушных судов позади. Пассажиров, чтобы заполнить их, явно не хватает, а перевозка воздуха, как известно, плохо сказывается на конечном финансовом результате.

Автор: Алексей Синицкий
Источник: ato.ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: