Начало апреля, к сожалению, было омрачено катастрофой самолета ATR 72-201 (бортовой номер VP-BYZ) авиакомпании "ЮТэйр", выполнявшего рейс ЮТ120 по маршруту Тюмень—Сургут. Погибли 27 пассажиров и четыре члена экипажа; выжившие 12 человек находятся в тяжелом состоянии, но хочется верить, что список жертв не увеличится. Редакция журнала "Авиатранспортное обозрение" приносит соболезнования всем родным и близким пострадавших в авиакатастрофе.
Официальное расследование причин катастрофы на момент подписания номера в печать завершено не было. Неофициальные источники связывают ее с обледенением самолета, не обработанного перед взлетом противообледенительной жидкостью. Относительно того, что побудило КВС отказаться от обработки самолета, высказываются разные мнения, но оглашать их сейчас было бы преждевременно.
Разумеется, катастрофа вызвала сильный общественный резонанс как в России, так и за рубежом. Массовый интерес — явление скоротечное, поэтому большинство публикаций в СМИ появляются тогда, когда сказать по существу просто нечего. В результате возникает волна комментариев от некомпетентных и безответственных "экспертов", которые рады любой, пусть даже трагической, возможности выступить на публике. Авиационному сообществу необходимо все-таки выработать меры, способные компенсировать подобные выступления, хотя задача эта крайне сложная. Тем не менее масштабы репутационного ущерба, которому подвергается вся отрасль, совершенно не адекватны и влекут значительные потери, так что думать над этой проблемой надо.
Апрельская катастрофа в очередной раз продемонстрировала, что нет волшебного рецепта, способного обеспечить абсолютную безопасность полетов. В прошлом году многие высокопоставленные лица уверяли, что авиакатастрофы происходят в небольших авиакомпаниях, эксплуатирующих устаревшие самолеты советского производства, поэтому такие компании следует закрывать, а самолеты — списывать. Разумеется, лучше было бы не платить столь высокую цену, чтобы показать полную несостоятельность этих незатейливых рецептов, предложенных будто бы для повышения уровня безопасности полетов.
Трудно сказать, какие выводы будут сделаны по итогам расследования авиакатастрофы рейса ЮТ120. Хочется надеяться, что конструктивные. Гражданская авиация России находится в непростом состоянии, и разговоры о системном кризисе имеют под собой почву, но системный кризис и нужно преодолевать последовательными системными действиями, а не скоропалительными шагами, направленными на успокоение общественного — и, главное, начальственного — мнения.
Впрочем, вполне очевидно, что текущая ситуация не способствует изменению общего стиля деятельности регулирующих органов — авиакомпании, за редчайшим исключением, воспринимаются многими чиновниками как враги, только и занятые что зарабатыванием больших денег, невзирая ни на что. И все же подавляющее большинство авиакомпаний, больших и малых, к вопросам обеспечения безопасности полетов относились и относятся со всей ответственностью. Как говорят специалисты, авиакомпании в первую очередь нуждаются в четких, профессионально выверенных отраслевых стандартах по всем аспектам их деятельности и в непредвзятом к себе отношении со стороны многочисленных регулирующих отраслевых органов всех уровней.
Алексей Синицкий
Источник: АТО.ru
|