Власти ужесточат застройку приаэродромных территорий |
19 Февраль 2013 г. |
Изменения в законодательство, обязывающие согласовывать любые новые проекты около аэропортов, начали готовить в правительстве еще в конце августа. Приаэродромная территория — прилегающая к аэродрому местность, над которой воздушные суда маневрируют при взлете и заходе на посадку, зона с особыми условиями использования территорий. Строительство в приаэродромной территории регулируют 46-я статья Воздушного кодекса и Федеральные авиационные правила. Для каждого аэродрома размер прилегающей территории определяется отдельно. Обычно речь идет о радиусе 30–50 км. Поправки совместно разрабатывали сразу четыре министерства: Минтранс, Минрегион, Минобороны и Минпромторг, говорит источник «Известий» в правительстве. Первоначально Минрегиону было дано поручение также рассмотреть возможность внесения изменений в Градостроительный кодекс. Но ведомство пришло к выводу, что такие поправки не требуются. «Градостроительным кодексом РФ установлен порядок осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки документации по планировке территории с учетом установления зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся приаэродромные территории», — говорится в отчете министерства. В Росавиации говорят, что положительно относятся к новой инициативе и готовы согласовывать строительство в зоне аэропортов. Как пояснил «Известиям» президент Российского союза строителей Константин Кижель, нормы строительства в приаэродромных территориях действительно надо ужесточать. До этого застройка велась довольно хаотично, причем это была вина властей, которые разрешали эти объекты. При этом в основном в приаэродромной территории строились коттеджи. По словам независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, в России достаточно приаэродромных территорий, расположенных вблизи или в границах крупных городов, а значит, интересных для девелоперов. В их числе аэропорты Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, Омска, Иркутска. — Ростовский аэропорт очень хорошо расположен на границе города вдоль федеральной трассы М-4 «Дон» и давно интересует застройщиков. Существует проект строительства нового аэропорта на левом берегу Дона — за Батайском, но его реализация будет экономически обоснована лишь при значительном увеличении пассажиропотока, что маловероятно, — отмечает Крамаренко. По словам эксперта, внесения изменений лишь в Воздушный кодекс недостаточно. Необходимо принимать поправки к федеральным правилам использования воздушного пространства и к Градостроительному кодексу, поскольку деятельность застройщиков регулируется не воздушным законодательством и они наверняка будут отстаивать свои интересы в суде, говорит Крамаренко. При этом основным вопросом с точки зрения авиационной безопасности является соблюдение установленных норм на высотность зданий в пределах полосы воздушного подхода к порту, нарушение которых уже не раз становилось предметом расследования. Проблемы с застройкой приаэродромной территории ранее возникали и в Подмосковье. Летом 2011 года жители Ново-Переделкино направляли письма руководству аэропорта Внуково по поводу шума от пролетающих самолетов. После этого аэропорт выступил с заявлением, в котором сетовал на незаконную застройку в приаэродромной территории. «За последние 20 лет сложилась повсеместная практика хаотичной и бесконтрольной застройки территории вблизи аэродрома Внуково без учета основных требований к строительству по экологии. В результате тысячи людей приобрели жилье на приаэродромной территории и проживают в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием авиационного шума», — говорилось в сообщении компании. Во Внуково утверждали, что в данной проблеме прежде всего виноваты муниципальные власти, которые «в начале 1990-х годов грубо нарушали и продолжают нарушать российское законодательство». Руководство аэропорта выяснило, что у многих объектов имеются согласованный землеотвод и разрешение на строительство, но отсутствует разрешение гендиректора ОАО «Аэропорт Внуково». Нарушения были выявлены во многих населенных пунктах — Внуково, Абабурово, Лапшинка, Давыдково, Шарапово, Соколово, Марушкино, Анкудиново, Большое Свинорье, Бурцево, Аннино, Картмазово, Саларьево. Как пояснили в пресс-службе аэропорта Внуково, застройщики и сейчас должны проводить согласование с директором аэропорта, но делают это не всегда. При этом муниципалитеты, выдавая разрешения, не учитывают требования Воздушного кодекса. По мнению официального представителя аэропорта, согласование строительства со стороны Росавиации и является логичным, так как именно она отвечает за авиационную безопасность. — Если мы узнаем о нарушениях из документов, то обращаемся в суд. Но уже возведенные объекты не сносят. У нас было много таких случаев: жители жаловались на шум, судебные разбирательства инициировали и мы, и они. Но никакой судья не примет решение снести дом или целый коттеджный поселок. Аэропорт — не тот субъект, который вправе сносить жилые постройки, — резюмирует представитель Внуково. Автор: Мария Киселева |