"Шереметьево" сдается инвестору
19 Сентябрь 2013 г.

Международный аэропорт "Шереметьево", ищущий инвестора для строительства северного терминального комплекса, готов отдать на откуп опытной профильной компании все работы и решения по развитию этой территории. Представители воздушной гавани ждут от потенциального партнера не сколько возведения терминала, сколько предложений по объему работ и схемам возврата инвестиций. Срок рассмотрения конкурсных заявок от потенциальных инвесторов был перенесен с 17 сентября на 25 сентября в соответствии с пожеланиями одного из участников.

Партнером "Шереметьево" по развитию северной терминальной зоны должна стать крупная компания, имеющая опыт реализации подобных проектов; соответствующие условия указаны в приглашении для инвесторов. Руководство аэропорта не скрывает, что вариант привлечения заемных средств для строительства в этот раз не подходит в связи с высокой долговой нагрузкой компании. Весной текущего года генеральный директор "Шереметьево" Михаил Василенко говорил о сумме в $1 млрд. К тому моменту, по его словам, были погашены 15% долга. До сих пор не завершен переговорный процесс с ВЭБ относительно возможности снижения процентной ставки с имеющихся 9% до 8% (ранее называлась цифра 8,3%).

Несмотря на то, что инвестора ждут с нетерпением, руководство аэропорта по просьбе одного из участников конкурса продлило срок подачи заявок до 17 сентября, а срок рассмотрения - до 25 сентября. "Хочется посмотреть все", - говорит М.Василенко. Ожидается, что в итоге будут рассматриваться документы от четырех компаний. Известно, что в настоящее время аэропорт получил заявки от "Реновы" Виктора Вексельберга, принадлежащей Олегу Дерипаске корпорации "Трансстрой", а также TPS Avia group, в числе владельцев которой, по некоторым данным, Аркадий Ротенберг. "Участники конкурса - компании "топовые" и с деньгами", - охарактеризовал претендентов М.Василенко.

В ходе приема заявок были несколько снижены требования к участникам. В частности, если изначально планировалось, что инвестор не должен управлять аэропортовыми активами или участвовать в развитии хаба на расстоянии 1000 км. от "Шереметьево", то со временем это расстояние было сокращено до 400 км. Отвечая на вопрос "АвиаПорта", М.Василенко объяснил, что таковы были пожелания Росимущества. Чем ведомство такое решение мотивировало, осталось неизвестным. "Чем больше участников конкурса, тем лучше", - соглашается с таким подходом директор "Шереметьево".

Несмотря на то, что цель привлечения инвестора - развитие северного терминального комплекса - понятна, конкретные задачи не определены. Более того, руководство аэропорта считает нецелесообразным ограничивать потенциального инвестора в реализации идей и планов. Заинтересованные в развитии северной зоны "Шереметьево" партнеры вольны предлагать любые идеи по строительству, схемы сотрудничества и возврата инвестиций. "Мы хотим получить от наших партнеров, первое, юридическую схему, как мы взаимодействуем, кто кому будет должен, и что от этого получат пассажиры и государство. Второе, мы хотим от этого получить деньги, и мы хотим получить их видение на развитие северной терминальной зоны", - объяснил М.Василенко. Пока нет понимания, что именно инвестор будет строить: согласится ли работать только с северным терминалом или также с подземным тоннелем, который, как планируется, соединит две части "Шереметьево". И даже не ясно, будет ли весь проект реализовывать одна компания, или это будут разные исполнители.

Что касается схемы возврата инвестиций, директор "Шереметьево" также заметил, что рассматриваться будут любые предложения инвесторов, не отрицая при этом, что у аэропорта есть собственное видение того, как это сделать. "Может быть принесут такое, до чего мы не додумались", - говорит М.Василенко. Ранее, например, рассматривался вариант, при котором инвестиции в тоннель должны были окупаться за счет неавиационной деятельности терминала, если ими займется один инвестор. Теперь предполагается, что все вышеупомянутые идеи должны исходить от инвестора, а самую правильную из них выберет конкурсная комиссия, состоящая из представителей совета директоров аэропорта, Минтранса и Росимущества.

Сумма инвестиций сейчас также не называется. Раньше речь шла о $350-370 млн, из которых $200 млн планировалось вложить в сам терминал. Теперь М.Василенко называет эти суммы ориентировочными, ссылаясь на то, что опыт строительства терминала D и развития аэропорта Владивостока показывают, что объем инвестиций с ходом строительства может значительно увеличиваться. Что касается участия в проекте самого аэропорта, по словам М.Василенко, речь идет о вложении в общее дело материальных активов, например уже имеющихся в северной зоне терминальных мощностей, но не финансовых.

Открытым остается вопрос о соответствии планов по выбору инвестора и развитии северной зоны с грядущей консолидацией активов "Шереметьево" и исполнением прочих указаний, данных президентом РФ Владимиром Путиным по развитию Московского авиационного узла. По словам М.Василенко, материалы по консолидации активов внутри аэропорта должны быть подготовлены и представлены Росимуществу до первого октября текущего года. Росимущество дальновидно предположило при составлении этих документов учесть также потенциальное наличие инвестора. "Мы получили рекомендации включить возможность для инвестора в будущем заключить концессионное соглашение или соглашение с государством о вхождении в периметр консолидации", - сказал директор "Шереметьево". Однако, как воспользуется и воспользуется ли этой возможностью сам инвестор, пока не ясно.

Обновленный терминальный комплекс, способный обслуживать 10 млн пассажиров в год, должен появиться на месте существующего терминала B. С южной зоной он должен соединяться подземным тоннелем, а с городом - отдельным "Аэроэкспрессом". И, кстати, максимальная ясность сейчас существует как раз в вопросе организации железнодорожного сообщения. По словам М.Василенко, уже понятно, что "Аэроэкспресс" обязательно будет, и даже понятно, где будет располагаться терминал. Остается только решить, по какому из направлений - Савеловскому или Октябрьскому - он будет ходить. Этот вопрос в настоящее время обсуждается с РЖД и должен быть решен до декабря.

Источник: Екатерина Тропова // АвиаПорт.Ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: