Стоимость авиационного керосина на оптовом рынке увеличилась на 7,4% по сравнению с январем прошлого года, исходя из данных аналитического центра "Кортес", опубликованных в открытых источниках. Согласно цифрам, представленным на сайте Росавиации, стоимость заправки топливом "в крыло" в среднем выросла несколько меньше. Рост оценивается как сдержанный.
Росавиация обновила раздел тарифов на авиаГСМ на своем официальном сайте. В большинстве крупных аэропортов тарифы изменились в конце прошлого или начале текущего года. Если сравнивать опубликованные цифры с данными на начало 2013 года, то в среднем изменение составило 6,7%. Конечно, рост не был однородным, а в отдельных аэропортах цены даже снижались. Такая ситуация вполне отвечает ранее сделанным прогнозам об умеренном росте цен, соразмерном с изменениями на оптовом рынке.
Оптовый рынок, если оценивать его по данным аналитического агентства "Кортес", опубликованных в открытых источниках, рос несколько быстрее, и с января 2013 года керосин подорожал на 7,4% с 28,812 тыс. рублей за тонну до 30,935 тыс. рублей за тонну.
Розничные цены в данном случае, согласно оценкам экспертов и участников отрасли, всегда растут немного медленнее, чем оптовые. Вместе с тем, нельзя забывать, что опубликованные цифры - это официальные тарифы, которые являются максимальной планкой, до которой топливозаправщики могут поднимать цену. Кроме того, осенью 2013 года представители Росавиации рапортовали о значительном снижении тарифов на обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом и тарифа на хранение топлива, что должно было способствовать замедлению роста розничных цен.
Участники рынка напоминают, что они вправе предоставлять авиакомпаниям скидки, причем размер их может достигать 20%. Наибольшие скидки получают самые крупные игроки. А вот небольшим перевозчикам или иностранным авиакомпаниям топливо может достаться и по цене, близкой к максимально дозволенной. Также представители авиабункеровочного бизнеса рассказывают, что и сам тариф на заправку будет зависеть от ряда особенностей вроде логистики организации или специфики конкурентной среды. Таким образом, узнать, по какой цене авиакомпании реально получают топливо, затруднительно.
В целом рост и оптовых, и розничных цен аналитиками оценивается как сдержанный. Некоторые представители отрасли связывают такую стабильность с наличием ранее созданных запасов топлива на складах. "Компания ежегодно реализует программу по накоплению запасов авиатоплива к зимнему сезону, в которой учитываются производственные графики НПЗ, а также прогнозный спрос на керосин в пиковые периоды. В начале 2014 года накопленные запасы позволяют обеспечить стабильные поставки авиатоплива на рынок", - рассказывают представители компании "Газпром-нефть".
Аналитики рынка утверждают, что цены растут медленнее в тех аэропортах, где работают несколько конкурирующих ТЗК, когда речь идет о стоимости заправки "в крыло". "Динамика сильно зависит от региона. Так, например, на Дальнем Востоке (за исключением аэропорта Владивостока, где существует конкуренция), цены топливо при заправке в крыло превышают оптовую и растут более быстрыми темпами", - говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. По его словам, именно из-за высокой конкуренции в крупных аэропортах цены растут с некоторым отставанием от оптовых.
Альтернативная точка зрения сводится к тому, что топливозаправщики преднамеренным образом сдерживают цены, Такой точки зрения придерживается эксперт банка "БКС Премьер Антон Шабанов. И, по его словам, цены расти будут, но не значительно. Это обусловлено стагнационными характеристиками в экономике и вероятным снижением спроса на услуги авиаперевозки в этой связи.
Источник: Екатерина Тропова // АвиаПорт.Ru
|