Российской авиации подрезали госпрограмму |
22 Январь 2016 г. |
Минпромторг опубликовал для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru проект постановления правительства, которое изменит объемы финансирования госпрограммы развития авиапрома на 2016 год. Из пояснительной записки к документу следует, что в целом объем финансирования авиапрома в 2016 году может быть сокращен на 3% (на 1,8 млрд руб.), до 52,9 млрд руб. При этом распределение средств в рамках госпрограммы тоже существенно изменится - ряд направлений лишатся заложенных лимитов в пользу приоритетных, по мнению Минпромторга, проектов. В пояснительной записке уточняется, что "изменения ресурсного обеспечения всех пяти подпрограмм" (строительство самолетов, вертолетов, двигателей, авиаагрегатов, а также авиационная наука) приведены в соответствие с бюджетом. Одним из наиболее чувствительных направлений секвестра стало полное сокращение финансирования НИОКР по расширению семейства региональных самолетов, на которое планировалось выделить 4,4 млрд руб. Именно к региональным относится Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100). В Минпромторге "Ъ" пояснили, что идея расширения семейства SSJ 100 "по-прежнему актуальна". Но источники ее финансирования будут определены после того, как производитель SSJ 100 Объединенная авиастроительная корпорация определится с концепцией и величиной затрат. Кроме того, в 2016 году государство готово отказаться от разработки перспективного скоростного вертолета за 3,4 млрд руб. Хочет Минпромторг сэкономить и на субсидиях научным организациям, создании авиасервисных центров и конструировании двигателей для средних и скоростных вертолетов. В целом сокращение финансирования по вертолетостроению составит 879 млн руб. (до 4,2 млрд руб.). В Минпромторге сокращения финансирования объясняют тем, что многие проекты еще в стадии разработки - так, в случае со скоростным вертолетом в "Вертолетах России" "приняли решение сначала за собственный счет отработать все новации на летающей лаборатории", а уже только потом устанавливать необходимый объем финансирования. При этом стоимость подпрограммы самолетостроения (за счет перераспределения средств) вырастет на 7,1 млрд руб., до 26,2 млрд руб., и предполагает увеличение затрат на отдельные проекты. Завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для самолета МС-21 потребует дополнительных 7,7 млрд руб. (увеличение до 12,7 млрд руб.). Авиационное двигателестроение подорожает на 1,3 млрд руб. (до 8,1 млрд руб.). Минпромторг планирует увеличить затраты на доработку двигателя ПД-14 - 2,9 млрд руб., вертолета Ка-62 - 1 млрд руб. Государство также поддержит научно-исследовательские работы по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета в рамках совместного российско-китайского проекта, выделив на это 1,2 млрд руб. Источник "Ъ" объясняет рост стоимости гражданских программ в первую очередь изменением курса валют и тем, что по итогам испытаний МС-21 были проведены доработки самолета, говорит собеседник "Ъ". Этим же допфинансирование объясняют и в Минпромторге. Госпрограмма развития авиапрома уже не первая урезанная в этом году после решения правительства о сокращении расходов бюджета на 10%. Так, госпрограмма развития малого и среднего бизнеса сократилась на 40%. Замминистра экономики Олег Фомичев 14 января говорил, что сокращение коснется всех госпрограмм, а глава Минпромторга Денис Мантуров тогда подтверждал, что сокращение финансирования "за исключением защищенных статей" составит 10%. При этом (см. "Ъ" от 13 января) в январе профильные министерства должны представить в Минфин собственные предложения по секвестру на 10%. Если им не удастся, то Минфин сократит госпрограммы до необходимых лимитов сам. По мнению исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, госпрограмма развития авиапрома, в рамках которой исходно планировалось разработать новые варианты выделения средств на научную составляющую, поддержку продаж и т. д., возвращается к парадигме ФЦП. Правительство, отмечает эксперт, вероятно, пока не готово отказаться от ручного управления отраслью, а отрасль не может обойтись без безвозвратных денег. Источник: газета «Коммерсантъ» |