"Аэрофлот" будет включен в расширенный приватизационный список
Государство продаст контрольный пакет акций "Аэрофлота" после интеграции авиационных активов "Ростехнологий". Ранее противники продажи госпакета добивались вывода компании из приватизационного списка.
"Аэрофлот" будет включен в расширенный список компаний, которые будут приватизированы в течение ближайших 3-5 лет, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин 27 июня.
"Аэрофлот", скорее всего, войдет в него", - сказал он, отметив, что "государство в ближайшие 3-5 лет должно практически выйти из контрольных пакетов всех ключевых компаний, которые находятся у нас в собственности - идет речь и о финансовом секторе, и о нефтяном секторе, о телекоммуникациях, о транспортных компаниях, начиная с "Совкомфлота" и "Аэрофлота" и других".
В "Аэрофлоте" не комментируют решения правительства. В Росимуществе от комментариев также отказались.
Сейчас государству принадлежит 51,71% акций авиакомпании.
В октябре 2010 года Кудрин уже говорил о намерении включить "Аэрофлот" в программу приватизации на ближайшие годы: "Мы проведем большую программу приватизации. Причем это акции в меньшей степени нефтяных компаний, это ряд и других компаний в разных сферах - от "Аэрофлота" до "Связьинвеста" и другие".
Позже авиакомпания была включена в программу приватизации на 2011-2013 годы и на период до 2015 года.
Но менеджмент "Аэрофлота" заявил, что считает целесообразным приватизировать компанию не ранее чем через три года, связав процесс продажи госпакета с интеграцией авиационных активов госкорпорации "Ростехнологии". Стоимость авиакомпании после присоединения региональных перевозчиков вырастет.
"Ростехнологии" в обмен на пакет акций "Аэрофлота" передают авиакомпании авиационные активы - "Владивосток Авиа", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы", а также 100% акций компаний, образуемых при приватизации ФГУП ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии" и ФГУП "Кавминводыавиа". Часть активов "Ростехнологии" получили в 2008 году после банкротства AirUnion - на их основе планировалось создать авиакомпанию "Росавиа", которая стала бы конкурентом "Аэрофлота". Но в начале 2010 года решение было признано нецелесообразным, и премьер-министр Владимир Путин сообщил о передачи шести региональных авиакомпаний "Аэрофлоту". В мае 2011 года они были оценены в 2,5 млрд рублей.
Министр транспорта Игорь Ливитин ранее поддержал позицию менеджмента компании, заявив, что в Минтрансе считают, что ни в 2011, ни в 2012 году приватизации "Аэрофлота" не будет: "Механизм продажи известен, но какой пакет и когда он будет продан, пока еще не решено".
На 27 июня капитализация "Аэрофлота" составляет 76,08 млрд рублей. Менеджмент авиакомпании заявлял о потенциале роста рыночной стоимости до $5 млрд после присоединения активов "Ростехнологий".
По словам Александра Лебедева, миноритарного владельца "Аэрофлота", приватизация окажет положительное влияние на компанию - "государство - не тот институт, который может быть акционером".
"Сейчас это хорошая компания, у нее хороший менеджмент, хороший флот, она стала прозрачнее, но когда 51% перестанет принадлежать государству, компания станет лучше, а ее стоимость может вырасти на 30-40%, и капитализация в $5 млрд, о которой ранее говорили, может стать реальна", - рассказывает Лебедев.
Аналитик "Открытия" Игорь Краевский отмечает, что интегрированная структура "Аэрофлота" перед продажей должна быть выведена на безубыточный уровень. "Это зависит от менеджмента "Аэрофлота", - говорит он. - Стратегия менеджмента основывается на хабовой структуре - региональные линии будут подводить пассажиропоток с регионов, а "материнская компания" сконцентрируется на зарубежных перевозках".
Потенциал роста авиакомпании в год составляет порядка 30%, оценил аналитик Газпромбанка Алексей Астапов. Эксперт "Метрополя" Андрей Рожков говорит, что к концу 2011 года стоимость акций может вырасти на 46% с $2,4 до $3,52 - и без учета интеграции активов "Ростехнологий". С учетом активов "Росавиа" стоимость акций будет выше примерно на 25-30%, отмечает специалист.
"Если сейчас доля авиакомпании на рынке составляет 27%, то после объединения с активами "Ростехнологий" она может вырасти до 40%", - отмечает Астапов.
"Аэрофлот" - транспортная компания, поэтому государство может реализовать контрольный пакет, оставив за собой право "золотой акции" по наиболее важным стратегическим вопросам", - отмечает Рожков.
Акции "Аэрофлота" могут быть реализованы в виде вторичного размещения акций - в этом случае они заинтересуют инвестфонды - крупного стратега в "Аэрофлоте" Астапов не видит.
Сейчас free-float компании небольшой, примерно 5%. "Если будет проводиться размещение на рынке, то решение о приватизации пакета позитивно, так как ликвидность компании возрастет", - считает Краевский.
"В одни руки передавать пакет неправильно - я за открытый рынок", - заключает Лебедев.
Но аналитик "Метрополя" считает, что пакет будет реализован на аукционе с привлечение стратегического инвестора - "контрольный пакет сложно продать на открытом рынке", - заключает он.
Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Анастасия Матвеева
|