Конфликт в «Авианове»: возможные причины и последствия
29 Июнь 2011 г.

Авиакомпания "Авианова", один из интереснейших и перспективных бизнес-проектов в гражданской авиации России за последнее время, оказалась поражена корпоративным конфликтом. Судя по имеющейся информации, акционеры компании оказались недовольны деятельностью управляющего директора "Авиановы" Эндрю Пайна. Что ж, бывает, однако решить вопрос цивилизованным путем почему-то не получилось.

Низкотарифная авиакомпания "Авианова" была создана компанией А1, которая входит в "Альфа-Групп", а также американским инвестфондом Indigo. Партнеры не раскрывают инвестиции в проект и сроки окупаемости вложений. Идея "Авиановы" — реализовать на российском рынке классическую бизнес-модель низкотарифных перевозок. Первой деятельность в этом сегменте начала авиакомпания Sky Express, но она с самого начала в 2006 г. вела более осторожную политику, позиционируя себя в качестве ритейлера, а не дискаунтера, и упирая именно на массовость и доступность авиаперевозок, а не на низкие тарифы. Подобные оговорки были не случайны, поскольку по вполне объективным причинам реализация бизнес-модели классического, точнее, даже агрессивного низкотарифного перевозчика в России была едва ли возможна.

"Авианова", начав регулярные рейсы в августе 2009 г. и предложив минимальную стоимость перевозки на уровне 250 руб. (без налогов и сборов), весьма агрессивно двинулась именно в сторону классической лоукост-модели. Понятно, что на первом этапе развития компании проект должен пройти инвестиционную фазу (то есть компания, очевидно, работала с убытками), но при этом удалось добиться значительного роста объема перевозок и высокой эффективности. По итогам 2010 г., располагая всего пятью самолетами Airbus A320, авиакомпания заняла 11-е место на внутренних воздушных линиях, перевезя более 1,3 млн пасс. Самолеты "Авиановы" выполняют до четырех пар рейсов в сутки, суточный налет на одно воздушное судно доходит до 13 ч,

Развитие компании продолжилось и в этом году, "Авианова", сформировав свою вторую базу на юге России в Краснодаре, активно двинулась на восток — интерес, по словам топ-менеджеров авиакомпании, представляют, в частности, Новосибирск, Омск и Иркутск.

На фоне такого развития возникновение корпоративного конфликта выглядит очень тревожно. Пока можно предположить две правдоподобные (но не более того) версии. Первая гипотеза — акционеры низкотарфного перевозчика решили сэкономить на Эндрю Пайне. Очевидно, что иностранный топ-менеджер такого уровня должен работать за соответствующее вознаграждение, а сейчас, когда бизнес-модель более или менее отлажена, можно, вероятно, перейти к этапу экстенсивного роста, для которого такой специалист не нужен. Тогда, оставляя без комментариев этические аспекты подобного решения кадровых вопросов акционерами "Авиановы", можно предполагать, что особых измений в политике авиакомпании не произойдет.

Вторая гипотеза выглядит менее оптимистично, поскольку предполагает возможность конфликта по стратегии развития компании. Эндрю Пайн всегда утверждал, что цены на авиаперелеты в России завышены, и оставался сторонником жесткой низкотарифной модели. Нельзя исключать, что акционеры компании решили завершать инвестиционный период развития компании, то есть потребовали если не выхода компании на прибыльность, то хотя бы существенного снижения убытков. Достичь этого можно только повышением тарифов, что могло бы стать поводом для конфликта между акционерами и топ-менеджером компании. При таком раскладе можно ожидать, что с отстранением Пайна и бизнес-модель авиакомпании претерпит существенные изменения.

Разумеется, можно предположить и другие версии, но они выглядят гораздо менее серьезно, так что едва ли стоит их даже перечислять. Как бы то ни было, хочется надеяться, что конфликт удастся разрешить мирным образом, а "Авианова" продолжит интереснейший эксперимент по внедрению низкотарифных перевозок в России.

Автор: Алексей Синицкий
Источник: АТО.ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: