Как сообщил "Коммерсант" со ссылкой на Интерфакс, владельцы московского аэропорта Домодедово поручили инвестиционной компании Goldman Sachs поиск покупателя на крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт. Сам Интерфакс ссылается на несколько источников в банковских кругах. По словам одного из источников, Goldman Sachs будет единственным организатором возможной сделки. На этот статус претендовали несколько инвестбанков, в том числе российских, сказал другой собеседник агентства.
Первая реакция на столь неожиданное сообщение — как на курьез. Владельцев Домодедово уж как только ни искали, да так и не нашли толком. А тут вдруг приходят эти никому не известные владельцы в Goldman Sachs и говорят: продаем, надо организовать сделку. Впрочем, сам факт того, что владельцы обратились в инвестбанк, еще не означает решения о продаже. Можно просто попробовать прицениться к рынку. Хотя даром такие оценки не делаются, так что интерес, надо полагать, не праздный.
В этот момент, конечно, задумываешься. Разумеется, как говорил относительно недавно один из топ-менеджеров Домодедово, объясняя идею выхода на IPO (проведение первоначального публичного размещения акций компании на бирже), монетизация, то есть превращение доли акций в реальные деньги, — это высшая цель любого бизнеса, которая не требует объяснений. Так что если есть возможность выгодно продать, — надо продавать.
Другой вопрос, есть ли такая возможность. Идея с IPO была отложена именно потому, что получалось не очень выгодно. Нынешние времена, когда мировая экономика пребывает в каком-то зыбком ожидании глобального кризиса, а в России к этому еще и примешивается политическая активность, тоже таящая некие неопределенности, — едва ли подходящий момент для выгодной сделки.
От комментариев все, понятное дело, уклоняются.
Худшее, что можно нафантазировать в подобной ситуации — это национализация аэропорта. Для возвращения государственного контроля над стратегически важным предприятием можно изыскать в бюджете один или несколько миллиардов долларов, в которые оценивается аэропорт. Дальнейшая схема прописана в опубликованной в Интернете байке про национализацию одного очень успешного и стратегически важного металлургического предприятия. В ней губернатор области уговаривает своего старого друга, владельца предприятия: "Не тяни. Продавай. Нищим не будешь, по цене тебя не обидят". А дальше анонимный источник приводит совсем фантастические слова о том, что обещанных миллиардов продавец не получит, большую часть придется вернуть, но ведь и полутора сотен миллионов вполне достаточно: "Остальное придется вернуть... Таковы правила. Так же было и с одним нефтяным олигархом: он официально продал компанию за 13 млрд долл., но получил-то максимум 2–3 млрд". Важная особенность подобной схемы заключается в том, что в одну сторону движутся деньги из бюджета, а в другую — отмытые за счет бывшего владельца предприятия. Вероятно, вся эта байка — выдумка от начала и до конца, поскольку висит она несколько лет в Интернете и никто на нее не обращает внимания, не пытается опровергнуть.
Предположение о том, что продажа аэропорта каким-либо образом простимулирована, таит в себе и еще один негативный сигнал. Несколько лет назад мне довелось задать вопрос председателю совета директоров одной частной компании, не считает ли он, что за его хорошей компанией могут прийти? Он ответил, что для него ориентиром служит аэропорт Домодедово — туда должны прийти раньше. Насколько мне известно, к нему в компанию не приходили, но если в Домодедово действительно пришли — это четкий сигнал для него и для многих других.
Впрочем, если все-таки не заниматься домыслами, в числе реальных покупателей аэропорта Домодедово, если он все-таки будет продаваться, могут выступить как российские компании, так и зарубежные. Аэропорт Домодедово — эффективный, хорошо отлаженный бизнес, и вопрос, разумеется, упирается в сумму сделки — найдутся ли покупатели за ту цену, которую продавцы считают для себя приемлемой.
Источник: ato.ru
Автор: Алексей Синицкий
|