Допуск иностранных лоукостеров на внутренний рынок — утопия, но звучит красиво
18 Октябрь 2012 г.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрансу в течение месяца проработать варианты, каким образом допустить иностранные лоукост-авиакомпании на российский рынок. Как цитирует газета "Ведомости" представителя секретариата Шувалова, "приход иностранцев подхлестнет конкуренцию и, возможно, снизит тарифы российских авиакомпаний". Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тоже эту идею поддерживает.

Похоже, рекламные кампании европейских лоукостеров, предлагающих билеты стоимостью несколько евро (хотя средние цены лоукостеров существенно выше), прочно засели у всех в сознании. Настолько прочно, что не позволяют взглянуть на реалии российского рынка авиаперевозок.

Во-первых, наш внутренний рынок полностью либерализован. То есть если одна авиакомпания на каком-то маршруте, допустим, держит избыточные цены, ничто не мешает любой другой авиакомпании открыть параллельный рейс с более низкими ценами и забрать себе пассажиров. Ну разве что нехватка самолетов может помешать, но для решения этой проблемы надо окончательно отменить все таможенные пошлины на ввозимые ВС и освободить их от НДС, как во всем мире, — однако это вопрос не к Минтрансу. А вопрос к Минтрансу — кардинально решить проблему дефицита пилотов (допуск иностранных пилотов может слегка снизить остроту проблемы, но не решит ее).

Во-вторых, свободная конкуренция на внутреннем рынке авиаперевозок (которую ФАС почему-то не хочет признать) уже привела к тому, что по итогам 2011 г. убыток российских авиакомпаний на внутренних линиях составил 28 млрд руб. А доходы на международных линиях (за либерализацию допуска к которым так сражаются почти все российские авиаперевозчики) составили 14 млрд руб. То есть суммарный убыток отрасли в прошлом году достиг 14 млрд руб., и прогнозы на 2012 г. не лучше. Говорить в этой ситуации, будто авиакомпании завышают цены на внутренние перевозки, по меньшей мере странно. Нам всем, пассажирам, хочется летать дешево, но в нынешней экономической ситуации российские авиакомпании должны прекратить демпинговые войны и повышать заниженные тарифы. Альтернатива — максимально сокращать издержки авиакомпаний, и здесь как раз требуется участие государства. Большинство поставщиков услуг и товаров для авиакомпаний — явные или неявные монополисты, и конкуренция на этом рынке существенно слабее, на что, вероятно, следует переключить внимание ФАС.

Теперь о допуске иностранных лоукостеров. Они не придут, даже если распахнуть перед ними все двери. Единственный маршрут, который привлекателен для них без всяких сомнений, — Москва—Санкт-Петербург. Пары городов с высокой деловой активностью на расстоянии примерно часа полета — именно такие маршруты составляют основу сетей европейских перевозчиков. Ну, можно добавить еще несколько направлений между городами-миллионниками на расстоянии около двух часов полета — собственно, маршрутные сети Sky Express и "Авиановы" именно так и были устроены. Однако базировать здесь, в России, свои самолеты и свой персонал — это для любого иностранного лоукостера окажется фантастически дорого.

Когда Евросоюз и США вели переговоры об открытом небе, европейские чиновники подняли вопрос о допуске европейских авиакомпаний на внутренний рынок США. На что американцы ответили: а есть ли авиакомпании, которые хотели бы начать такие перевозки? Добровольцев на Америку в Европе не нашлось — ни среди лоукостеров, ни среди классических сетевых компаний. При том что между Европой и США практически отсутствует языковой барьер, да и американский рынок авиаперевозок, надо отметить, покрупнее и попривлекательнее российского. В результате американцы сказали, что готовы вернуться к обсуждению темы, если какие-либо европейские авиакомпании выразят свой интерес, но в существующем тексте договора об открытом небе между США и Евросоюзом такой опции нет.

Так что милости просим, господа лоукостеры, в Россию.

Что, на мой взгляд, реально можно и нужно сделать — это снять ограничения на участие иностранного капитала в российских авиакомпаниях. Это откроет, хотя бы потенциально, поток инвестиций и позволит создавать новые авиакомпании или покупать уже существующие, но все это будут российские резиденты, которые создают здесь рабочие места и платят здесь налоги. У иностранных инвесторов появится возможность полностью контролировать ситуацию и не допускать внутрикорпоративных конфликтов, которые погубили обоих очень перспективных российских лоукостеров (и в этом контексте совершенно не важно, кто там из акционеров был прав, а кто ошибался). Крах двух российских лоукостеров — серьезный пример, но он отнюдь не доказывает, что низкотарифная бизнес-модель авиаперевозок в принципе невозможна в России. Однако ее реализуемость в значительной степени связана с общим развитием экономики и благоприятной рыночной среды — по собственно авиаперевозочным технологиям та же "Авианова" сделала почти максимум возможного.

Допуск иностранного капитала лежит и в русле развития отношений России с Евросоюзом. Россия отчасти признала понятие "европейского авиаперевозчика" — теперь в нескольких модернизированных соглашениях о международном воздушном сообщении с европейскими странами снято требование о том, чтобы преимущественное владение и эффективный контроль над назначенным перевозчиком осуществлялись резидентами данной страны; достаточно того, чтобы данная страна контролировала безопасность полетов в данной авиакомпании. Такие изменения позволяют снять возникающие противоречия, ведь, например, вошедшие в группу Lufthansa авиакомпании Austrian Airlines и Swiss перестали, строго говоря, быть австрийским и швейцарским перевозчиками. И если Россия признает понятие европейского перевозчика, почему бы не допускать также и хоть 100%-ное иностранное владение российскими авиакомпаниями? Тогда и пошли бы сюда вслед за инвестициями технологии и опыт управления и, быть может, появилась бы "Wizz Air — Россия" с теми же иностранными инвесторами, которые участвовали в проекте "Авианова".

Но не думаю, что этот вопрос к Минтрансу. Более того, в стране, где существенная часть населения всерьез допускает возможность вооруженного конфликта с НАТО и искренне считает врагом Америку, аргумент "а если завтра война?" пересилит все прочие. Поэтому нельзя приватизировать аэродромы, поэтому нельзя допускать иностранный капитал в авиационную промышленность (ага, купят конкурентов и уничтожат, ну-ну), поэтому и иностранное владение авиакомпаниями тоже в России не получится. Куда проще мечтать о том, что вот придут сюда чудесные иностранные лоукостеры и начнут, помолясь, возить всех за сущие копейки. А что, людям нравится.

Автор: Алексей Синицкий
Источник: ato.ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: