Допуск иностранных лоукостеров на внутренний рынок — утопия, но звучит красиво |
18 Октябрь 2012 г. |
Похоже, рекламные кампании европейских лоукостеров, предлагающих билеты стоимостью несколько евро (хотя средние цены лоукостеров существенно выше), прочно засели у всех в сознании. Настолько прочно, что не позволяют взглянуть на реалии российского рынка авиаперевозок. Во-первых, наш внутренний рынок полностью либерализован. То есть если одна авиакомпания на каком-то маршруте, допустим, держит избыточные цены, ничто не мешает любой другой авиакомпании открыть параллельный рейс с более низкими ценами и забрать себе пассажиров. Ну разве что нехватка самолетов может помешать, но для решения этой проблемы надо окончательно отменить все таможенные пошлины на ввозимые ВС и освободить их от НДС, как во всем мире, — однако это вопрос не к Минтрансу. А вопрос к Минтрансу — кардинально решить проблему дефицита пилотов (допуск иностранных пилотов может слегка снизить остроту проблемы, но не решит ее). Во-вторых, свободная конкуренция на внутреннем рынке авиаперевозок (которую ФАС почему-то не хочет признать) уже привела к тому, что по итогам 2011 г. убыток российских авиакомпаний на внутренних линиях составил 28 млрд руб. А доходы на международных линиях (за либерализацию допуска к которым так сражаются почти все российские авиаперевозчики) составили 14 млрд руб. То есть суммарный убыток отрасли в прошлом году достиг 14 млрд руб., и прогнозы на 2012 г. не лучше. Говорить в этой ситуации, будто авиакомпании завышают цены на внутренние перевозки, по меньшей мере странно. Нам всем, пассажирам, хочется летать дешево, но в нынешней экономической ситуации российские авиакомпании должны прекратить демпинговые войны и повышать заниженные тарифы. Альтернатива — максимально сокращать издержки авиакомпаний, и здесь как раз требуется участие государства. Большинство поставщиков услуг и товаров для авиакомпаний — явные или неявные монополисты, и конкуренция на этом рынке существенно слабее, на что, вероятно, следует переключить внимание ФАС. Теперь о допуске иностранных лоукостеров. Они не придут, даже если распахнуть перед ними все двери. Единственный маршрут, который привлекателен для них без всяких сомнений, — Москва—Санкт-Петербург. Пары городов с высокой деловой активностью на расстоянии примерно часа полета — именно такие маршруты составляют основу сетей европейских перевозчиков. Ну, можно добавить еще несколько направлений между городами-миллионниками на расстоянии около двух часов полета — собственно, маршрутные сети Sky Express и "Авиановы" именно так и были устроены. Однако базировать здесь, в России, свои самолеты и свой персонал — это для любого иностранного лоукостера окажется фантастически дорого. Когда Евросоюз и США вели переговоры об открытом небе, европейские чиновники подняли вопрос о допуске европейских авиакомпаний на внутренний рынок США. На что американцы ответили: а есть ли авиакомпании, которые хотели бы начать такие перевозки? Добровольцев на Америку в Европе не нашлось — ни среди лоукостеров, ни среди классических сетевых компаний. При том что между Европой и США практически отсутствует языковой барьер, да и американский рынок авиаперевозок, надо отметить, покрупнее и попривлекательнее российского. В результате американцы сказали, что готовы вернуться к обсуждению темы, если какие-либо европейские авиакомпании выразят свой интерес, но в существующем тексте договора об открытом небе между США и Евросоюзом такой опции нет. Так что милости просим, господа лоукостеры, в Россию. Что, на мой взгляд, реально можно и нужно сделать — это снять ограничения на участие иностранного капитала в российских авиакомпаниях. Это откроет, хотя бы потенциально, поток инвестиций и позволит создавать новые авиакомпании или покупать уже существующие, но все это будут российские резиденты, которые создают здесь рабочие места и платят здесь налоги. У иностранных инвесторов появится возможность полностью контролировать ситуацию и не допускать внутрикорпоративных конфликтов, которые погубили обоих очень перспективных российских лоукостеров (и в этом контексте совершенно не важно, кто там из акционеров был прав, а кто ошибался). Крах двух российских лоукостеров — серьезный пример, но он отнюдь не доказывает, что низкотарифная бизнес-модель авиаперевозок в принципе невозможна в России. Однако ее реализуемость в значительной степени связана с общим развитием экономики и благоприятной рыночной среды — по собственно авиаперевозочным технологиям та же "Авианова" сделала почти максимум возможного. Допуск иностранного капитала лежит и в русле развития отношений России с Евросоюзом. Россия отчасти признала понятие "европейского авиаперевозчика" — теперь в нескольких модернизированных соглашениях о международном воздушном сообщении с европейскими странами снято требование о том, чтобы преимущественное владение и эффективный контроль над назначенным перевозчиком осуществлялись резидентами данной страны; достаточно того, чтобы данная страна контролировала безопасность полетов в данной авиакомпании. Такие изменения позволяют снять возникающие противоречия, ведь, например, вошедшие в группу Lufthansa авиакомпании Austrian Airlines и Swiss перестали, строго говоря, быть австрийским и швейцарским перевозчиками. И если Россия признает понятие европейского перевозчика, почему бы не допускать также и хоть 100%-ное иностранное владение российскими авиакомпаниями? Тогда и пошли бы сюда вслед за инвестициями технологии и опыт управления и, быть может, появилась бы "Wizz Air — Россия" с теми же иностранными инвесторами, которые участвовали в проекте "Авианова". Но не думаю, что этот вопрос к Минтрансу. Более того, в стране, где существенная часть населения всерьез допускает возможность вооруженного конфликта с НАТО и искренне считает врагом Америку, аргумент "а если завтра война?" пересилит все прочие. Поэтому нельзя приватизировать аэродромы, поэтому нельзя допускать иностранный капитал в авиационную промышленность (ага, купят конкурентов и уничтожат, ну-ну), поэтому и иностранное владение авиакомпаниями тоже в России не получится. Куда проще мечтать о том, что вот придут сюда чудесные иностранные лоукостеры и начнут, помолясь, возить всех за сущие копейки. А что, людям нравится. Автор: Алексей Синицкий |