Острая нехватка авиационной коммуникации
28 Октябрь 2014 г.

altОтрасль авиаперевозок в России сталкивается со все более серьезными проблемами из-за неумения вырабатывать единую позицию по важным вопросам.

Форум "Крылья России", прошедший на этой неделе в Москве, не только показал финансовые и экономические сложности компаний, но и в очередной раз продемонстрировал отсутствие выстроенных коммуникаций как внутри отрасли, так и между сегментом авиаперевозок и другими отраслями. Неумение общаться между собой и формулировать единую политику грозит новой неприятностью уже в следующем году — из-за намеченного Минфином так называемого налогового маневра в отрасли нефтедобычи и нефтепереработки авиаперевозчики могут получить резко подорожавший керосин на фоне падающих цен на нефть. Несмотря на то, что чтения закона, описывающие этот налоговый маневр, неумолимо приближаются, у авиакомпаний пока нет единой выработанной стратегии в отношении этих изменений. Похоже, нет даже осознания наличия этой проблемы и ее масштабов.

К "Крыльям России" практически всегда предъявлялась примерно одна претензия — отсутстве на форуме представителей властных структур значимого уровня, к которым были обращены вопросы перевозчиков. "Нас не слышат", — говорили представители авиакомпаний. В этом году среди выступавших были заместитель министра транспорта Валерий Окулов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Сергей Сескутов, а также представители Федеральной службы по тарифам. При этом Окулов начал свое выступление с вопросов к авиакомпаниям, каким образом на их бизнесе отразился ряд инициатив администрации. Видимо, получить четкую обратную связь по-другому не получилось. Не секрет, что крупнейшие авиакомпании предпочитают решать свои вопросы в индивидуальном порядке, используя для этого уже отработанные механизмы.

Представители Минтранса еще до начала форума в частной беседе отметили, что пока так и не получили четкой и консолидированной позиции от авиакомпаний относительно того, какими должны быть правила для перевозчиков по допуску на международные маршруты. Существующая система всеми критикуется, но консолидированного предложения со стороны авиакомпаний по изменениям нет.

Теоретически в отстутствии консолидированной позиции можно было бы упрекнуть отраслевое объединение — Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), но ассоциация состоит из авиакомпаний, ее руководство не может выдвигать какие-либо предложения без участия в их разработке всех перевозчиков. Не секрет, что выработке консолидированного мнения мешают слишком уж сложные взаимоотношения между крупнейшими перевозчиками, а также стремление оставаться в тени тех, кто размером поменьше. Но продолжение подобной ситуации, как уже было сказано в начале, может привести к тяжелым последствиям для всех авиакомпаний. В начале 2000-х российские перевозчики рассчитывали, что как-нибудь справятся с новыми нормами по шумам, готовящимися в Европе. Но в результате все кончилось бесконечными возмущениями по поводу запретов на полеты Ил-86 в Европу. Сейчас, когда более 90% пассажиров в России перевозятся ВС иностранного производства, про историю с Ил-86 уже забыли, но она как раз была одним из ярких примеров отсутствия коммуникации на рынке.

В одном из самых известных фильмов 80-х — "Асса" — герой Сергея Бугаева Бананан дарит героине Татьяны Друбич коммуникативную трубу, через которую можно делится своими переживаниями. На рынке авиаперевозок труба пока не найдена.

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: