Правительство не рискует ставить на ноль |
22 Январь 2015 г. |
Как стало известно "Ъ", правительство смягчило предложения по налоговым льготам для транспортной отрасли, которые предлагаются в антикризисном плане, подготовленном Минэкономики (о плане см. также на стр. 1). Вместо обнуления НДС для внутренних авиаперевозок (см. "Ъ" от 19 января) вчера уже предлагалось установить льготную ставку в 10%. При этом аналогичный льготный НДС было предложено ввести и для пригородных железнодорожных перевозок. Ввести эти меры по плану должны к концу февраля. Авиаперевозчики это изменение не комментируют. Но источник "Ъ" в одной из крупных авиакомпаний говорит, что идея с льготным НДС принадлежит Минтрансу и стала своего рода компромиссом на фоне нежелания Минфина его обнулить. Вчера в Минфине заявили "Ъ", что поддержат эти меры только в случае снижения стоимости перевозок для граждан, но госпрограмма развития транспорта должна остаться сбалансированной, а источники финансирования снижения НДС надо находить внутри этой госпрограммы. В Минтрансе на запрос "Ъ" не ответили. В Минэкономики сообщили, что вопрос снижения НДС прорабатывается. При этом еще в 2013 году министерство считало, что обнуление НДС для внутренних авиаперевозок обошлось бы государству в 30 млрд руб., а цены на билеты снизились бы на 5-10%. Исходя из этих данных, при НДС в 10% доходы бюджета могут уменьшиться примерно на 16,6 млрд руб. Руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что в 2014 году объемы внутренних перевозок сильно возросли и уплаченный авиакомпаниями НДС мог составить порядка 50 млрд руб. Но давать прогнозы по пассажиропотоку на этот год пока рано, хотя очевидно стоит ожидать падения, добавляет эксперт. Один из источников "Ъ" в авиаотрасли полагает, что НДС в 10% оказал бы существенную поддержку перевозчикам, но признает, что их расходы из-за возросших курсовых разниц все равно не будут покрыты. При этом на снижение цен на билеты рассчитывать не стоит, сегодня 30% всех платежей авиакомпаний контрагентам осуществляется в валюте, добавляет собеседник "Ъ". Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко сомневается, что льготный НДС окажет большой эффект на отрасль и позволит авиакомпаниям, тем более таким, как "ЮТэйр" или "Трансаэро", "пережить трудные времена". Данная мера была необходима, когда внутренние линии существенно уступали международным, а сейчас рынок перенасыщен: на каждом магистральном маршруте по пять-шесть перевозчиков, но стоимость билетов будет расти не так стремительно, полагает он. В пригородных перевозках льготный НДС, по словам источника "Ъ" в правительстве, позволит снизить нагрузку на пригородные пассажирские компании (ППК), но на цены билетов не повлияет: речь идет лишь о снижении размера НДС с продаж, который платят ППК, или "входного НДС". Сами пригородные перевозки освобождены от НДС, но ППК при покупке товаров и услуг (аренда подвижного состава и помещений касс и вокзалов, электроэнергия) платят НДС в 18%, поясняет он. В ОАО РЖД вчера заявили "Ъ", что не слышали о данном предложении, но указали на то, что наиболее эффективной мерой была бы замена отсутствия НДС нулевой ставкой налога, поскольку это позволило бы ППК вернуть уплачиваемый НДС из бюджета. По оценке главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, снижение ставки НДС до 10% позволит ППК сэкономить 3,5-6 млрд руб. Но убытки ППК в 2014 году от пригородных перевозок — около 9 млрд руб. (регионы не полностью компенсируют заниженные тарифы), а в этом году расходы ППК на инфраструктуру ОАО РЖД выросли в 25 раз (раньше они платили за пути только 1%). Источник: газета «Коммерсантъ» |