Качество авиатоплива осталось без контроля
09 Февраль 2015 г.

alt19 января 2015 года вступили в силу новые поправки Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", которые отменили используемые раньше сертификаты безопасности. Теперь службы по осуществлению безопасности полетов, кроме самого эксплуатанта, не будут получать сертификаты государственного контроля и надзора.

Вместо этого ФЗ № 253 предусматривает введение нового документа, который должен разработать Минтранс. При этом осталось неизвестным, что это за документ и каким требованиям он должен соответствовать.

Ранее, согласно ст. 8 Воздушного кодекса, обязательной сертификации подлежали аэропорты и юридические лица, что отвечали за безопасность полетов.

Разработанные ранее нормативно-технические документы по подготовке и обучению персонала, а также разработке и внедрению средств контроля качества, хранения, фильтрации и заправки топлива всегда опирались на фундаментальные знания и опыт отечественной гражданской авиации, не противореча международным стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.

Так, с 2000 года по настоящее время специалисты по контролю качества предприятий ГА и ГосНИИ ГА тщательно отслеживали качество авиатоплива. И, как следствие, не рекомендовали к заправке воздушных судов порядка 200 тыс. тонн топлива. Среди основных случаев:

- в 2004 году в аэропортах Самара, Луховицы, Шереметьево авиатопливо не прошло испытание на термоокислительную стабильность. Производство авиатоплива на НПЗ остановлено;

- в 2007 году в аэропортах Анапа, Ростов-на-Дону обнаружено высокое содержание механических примесей, микробиологических загрязнений авиатоплива. Тем временем в аэропортах Домодедово, Печора обнаружено наличие нехарактерных серосодержащих органических веществ в авиатопливе и топливо к применению не допущено;

- в 2011-2014 году в аэропортах Амдерма, Талакан, Шереметьево выявлено несоответствие качества авиатоплива по показателю "Удельная электрическая проводимость" из-за наличия загрязнений.

Новые поправки в Воздушный кодексе РФ оказались слишком размытыми. По мнению экспертов авиаотрасли, новые требования не только спровоцируют конфликт между Росавиацией и Минтрансом, но и поставят под угрозу качество авиационного топлива и, как следствие, безопасность пассажиров.

По сути, поставщики и авиакомпании теперь должны самостоятельно решать вопросы с производителями по качеству авиационного топлива при заключении договоров на поставку и при необходимости подтверждать качество производимого авиационного топлива в процессе добровольной сертификации за счет средств заявителя как на стадии производства, так и при заправке воздушных судов в аэропорту.

В рамках IV Международной конференции "Авиатопливо-2015" заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ Андрей Шнырев отметил, что благодаря поправкам система станет более понятной, прозрачной и более жесткой в плане контроля над безопасностью полетов.

По его словам, в предыдущем документе было недостаточно четко прописаны функции контроля государственных органов.

"Подход, который был выявлен при закупках, говорит о том, что система значительно влияла на конкуренцию поставки топлива, - добавил Андрей Шнырев. - Современное законодательство снимает обозначенные проблемы".

Тем временем не все эксперты поддерживают измененную статью федерального закона и считают, что новшества не упростили, а наоборот, создали сложные условия для системы обеспечения качества поставляемых ГСМ для заправки воздушных судов. При этом исключение из Воздушного кодекса РФ положений о сертификации аэропортовой деятельности и отмена ФАП-89, ФАП-98, и ФАП-126 могут привести к отсутствию должного государственного регулирования и контроля вопросов авиатопливообеспечения, а также негативно сказаться на безопасности полетов.

Директор Центра сертификации авиа-ГСМ ГосНИИ ГА Сергей Урявин в ходе своего выступления на конференции заметил, что процесс с момента производства топлива до заправки в крыло должен быть четко регламентирован и нормирован. Главное, чтобы все участники процесса понимали, как они должны работать. По его словам, в документе не учли самое главное - требования к организации, которая будет осуществлять заправку воздушных судов.

"Нам давали возможность ознакомиться с новым законом перед его принятием, однако мы его полностью раскритиковали и дали свои предложения, которые кстати, гармонировали с мнением Росавиации, - продолжил Сергей Урявин. - Ни одно из этих предложений принято не было".

Сергей Урявин подчеркнул, что сертификация топливозаправочных комплексов - это клеймо качества со стороны государства, а ФЗ №253 эту сертификацию отменяет.

Между тем заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов считает, что закон вредит не только экономике страны, но и авиации в целом. Самое главное, он ставит под угрозу безопасность полетов.

"Авиатопливо - это кровь самолета, и мы обязаны содержать его в идеальном виде. Мы, пилоты, ценим этот сертификат и верим в него, потому что есть государственный контроль", - продолжил Олег Смирнов.

Таким образом, вопрос независимой инспекции производства авиационного топлива, поставщиков, топливозаправочных комплексов аэропортов с 2015 года остается неотрегулированным и открытым: нет единого порядка оценки качества и пригодности авиационного топлива.

Ранее, 19 января 2015 года, с проблемой сертификации столкнулись владельцы воздушных судов, которые из-за поправок в ФЗ № 253 об отмене сертификатов, вдруг не смогли получить или продлить документ на использование самолетов.

Причем официальное распоряжение Минтранса следовать прежним правилам было подписано спустя 10 дней, в авиакомпаниях и Росавиации его получили только 29 января.

Таким образом, ни одна из компаний, которая планировала расширить свой авиапарк или списать старые самолеты, не смогла этого сделать - все изменения в авиапарке необходимо отражать в сертификате.

С проблемами в получении сертификатов российские пилоты и другие авиаспециалисты гражданской авиации столкнулись в начале 2014 года, когда Росавиация временно прекратила выдавать и продлевать летные сертификаты. Однако тогда Минтранс успел отреагировать оперативно: уже через два дня было принято решение выдавать и продлевать свидетельства авиационного персонала старого образца вплоть до полного внедрения новых процедур.

Источник: газета «Гудок»
Автор: Елена Гуманюк

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: