Импортозамещение вместо экспортоориентированности |
10 Июль 2015 г. |
Отметим, что конфигурация МС-21, включая бортовое оборудование, была утверждена в 2012 г., и поставщиком авионики была выбрана американская компания Rockwell Collins, а ряд предприятий КРЭТ также участвует в поставке оборудования для утвержденного борта. В рамках программы импортозамещения КРЭТ объявил о том, что способен в будущем обеспечить до 80% авионики для самолетов МС-21 и SSJ 100. Однако сотрудничество с иностранными партнерами все равно продолжается. На мой взгляд, это очень позитивная новость. В конце марта Минпромторг утвердил план развития импортозамещения в сфере гражданского самолетостроения — в частности, по программам SSJ 100, МС-21 и Ту-214. Предполагается, что замена иностранных систем и компонентов должна начаться в 2015 г. и завершиться в 2022 г. По сути, это решение стало реализацией общего политического курса на импортозамещение, принятого прошлым летом. Эта программа касается станкостроения, тяжелого машиностроения, легкой, фармацевтической и электронной промышленности, где согласно исследованию правительства зависимость от импорта составляет от 60 до 90%. Считается, что в нынешних политических условиях зависимость от поставок иностранного оборудования делает российскую промышленность уязвимой перед лицом возможных экономических санкций, поэтому в стратегически важных отраслях промышленности российское правительство взяло курс на импортозамещение. Курс представляет собой поворот на 180 градусов относительно прежней концепции, когда провозглашалось, что российские предприятия должны стать конкурентоспособными на мировом уровне и развивать экспорт. В 2013 г. — совсем недавно — руководители Минпромторга говорили о необходимости перехода в авиационной промышленности на новую индустриальную модель, чтобы наряду с предприятиями, выполняющими финальную сборку, выделялись независимые высокоэффективные поставщики первого уровня, способные создавать системы, востребованные на мировом рынке. Разумеется, это невозможно сделать без альянсов с иностранными производителями и, разумеется, необходимо осваивать передовые компетенции и развивать производство в России. Так что на первый взгляд оба идеологических курса — и экспортоориентированность, и импортозамещение — предполагают развитие собственного производства, но суть у них принципиально разная. В первом случае речь идет об интеграции в мировую систему производства, для чего необходимо осваивать лучшие компетенции. Во втором — подразумевается достижение независимости от мировой системы производства, то есть речь идет об освоении всех компетенций уж как получится. Надо признать, что в экспортоориентированности тоже были элементы политической кампании и к громким заявлениям о занятии, скажем, 10% мирового рынка тех или иных самолетов всегда надо было относиться с осторожностью. В конце концов, чтобы сделать конкурентоспособный самолет, надо научиться делать конкурентоспособные системы, а мы и с металлическими деталями пока не особо преуспели (важное исключение — поставки компонентов для самолетов семейства Airbus A320 с Иркутского авиазавода). Превращение экономической стратегии в политическую кампанию всегда опасно, но импортозамещение гораздо хуже экспортоориентированности. Если доводить идею до крайности, то, вместо того чтобы выбирать лучшие компоненты по всему миру, предполагается обойтись чем придется, лишь бы своим, — то есть вместо суммы компетенций получится сумма некомпетенций. К счастью, реальность оказывается сильнее политических амбиций. Опора на собственные силы невозможна, и это показывает не только совсем крайний пример Северной Кореи, но и пример Аргентины, располагающей, кстати, своим нефтегазовым комплексом, где долгосрочная экономическая политика, направленная на импортозамещение, привела к тому, что ВВП страны на душу населения снизился с 125% от среднемирового уровня в 1960 г. до 69% в 1990 г., и страна до сих пор не вышла из кризиса, в который сама себя загнала. Источник: ato.ru |