Воздушные маляры |
21 Декабрь 2015 г. |
Eсли суммировать мнения специалистов ведущих российских и зарубежных компаний, предоставляющих услуги по покраске ВС, то в ближайшей перспективе для отечественных перевозчиков будет окрашиваться ежегодно минимум 80–100 самолетов (сопоставимо с оборотом примерно в 400 млн руб.) с иностранной регистрацией. С учетом гражданских самолетов российской регистрации ежегодная потребность в покрасках может составить более 150 самолетов в год, полагают, например, в холдинге "Инжиниринг" (вышел на рынок покраски в 2014 г.). О не менее сотни покрасок самолетов с вторичного рынка в интересах отечественных авиакомпаний говорят в компании Air Livery — одном из ведущих мировых провайдеров этих услуг. Вместе с тем в старейшем российском окрасочном центре "Спектр-Авиа" более оптимистичны: до кризисных явлений в экономике в России красилось около сотни ВС в интересах гражданской и транспортной авиации, а еще около трех сотен самолетов получали новые ливреи за рубежом. Главным событием последнего времени на рынке услуг по покраске ВС все участники отрасли единодушно называют открытие в прошлом году компанией "С7 Инжиниринг" (предприятие холдинга "Инжиниринг") в Минеральных Водах собственного окрасочного цеха (рассчетная ежегодная пропускная способность — 25 узкофюзеляжных ВС). На Кавказе Первым самостоятельным проектом для покрасочной команды компании "С7 Инжиниринг" стала перекраска самолета Boeing 737-400 авиакомпании "ЮТэйр" в ливрею ООН. "Это случилось в январе 2014 г., тогда же природа Кавказа указала нам на промахи при проектировании покрасочного ангара (инвестиции составили около 6 млн долл. — Прим. АТО), — вспоминает Игорь Паньшин, заместитель гендиректора холдинга "Инжиниринг" по планированию и продажам. — Вопреки средним климатическим показателям и на удивление старожилам, в период проведения покраски температура в регионе упала до –25°С, что сопровождалось сильным ветром. В таких условиях мы могли обеспечить температуру внутри ангара не выше 6–10°С, в то время как для срабатывания смывки при удалении старой краски необходимо поддерживать температуру около 20°С. Через несколько дней потеплело до –10°С и мы смогли закончить работу, хотя и с задержкой". После произошедшей ситуации внешний контур технического комплекса минераловодской базы "С7 Инжиниринг" полностью реконструировали. Также были установлены более мощные котлы отопления, введены в эксплуатацию газопоршневые генераторы для автономного питания базы. "Теперь зимой в нашем покрасочном ангаре во всех смыслах действительно жарко. С того момента покрашено более 20 самолетов — в основном авиакомпаний S7 Airlines, "ЮТэйр", "Аэрофлот", "Победа". В следующем году нас ждет очень плотный график работы, а мы ждем старых и новых заказчиков, слоты уже забронированы", — говорит Паньшин. По мнению холдинга "Инжиниринг", появление в России покрасочного ангара, совмещенного с сертифицированной организацией по ТОиР (о производственных возможностях минераловодской базы, например, свидетельствует успешное выполнение формы D-check самолета Airbus A320 "Аэрофлота"), упростило авиакомпаниям решение вопросов по перекраске ВС. "Можно позавидовать чутью холдинга "Инжиниринг". Девальвация рубля сыграла на руку провайдеру. Ангар в Минводах открылся именно в правильное время. Возросший курс доллара и евро заставил российские авиакомпании взглянуть на внутренних поставщиков, работающих в российской валюте. Разница в курсе уравняла цены иностранных и российских компаний, а возможность проведения форм ТО до и после окраски в Минеральных Водах стала основным преимуществом холдинга "Инжиниринг" по сравнению, к примеру, со “Спектр-Авиа”", — комментирует Константин Саблуков, менеджер по продажам Air Livery в России и СНГ. Отвечая на вопрос АТО об изменении среднего чека на покраску ВС в России в связи с девальвацией рубля, в холдинге "Инжиниринг" отмечают: "Если не вдаваться в тонкости ценообразования по разным видам и системам покраски, то картина произошедших изменений такова. Валютная составляющая стоимости материалов повлияла на удорожание общей цены, но благодаря рублевой составляющей стоимости работы процент прироста стоимости оказался заметно ниже, чем процент изменения курсов валют. То есть для авиакомпании наша цена стала резко дешевле по сравнению с европейскими провайдерами". По данным "Инжиниринга", полноценная покраска на самолете размерности Airbus A320 с сопутствующими работами обошлась бы в 2014 г. примерно в 80 тыс. евро (около 4 млн руб. при курсе 49/1). Когда курс европейской валюты вырос до величины 72/1, тот же самый комплекс работ в Европе стал стоить при рублевых расчетах около 6 млн руб. "В нашем же случае с рублевой ценой при увеличении стоимости работ на 0,6–1,0 млн руб. мы стали дешевле европейцев на 1,0–1,4 млн руб.", — сказал Игорь Паньшин. По его словам, существенную часть полной стоимости проекта по перекраске самолета составляет стоимость работы, поэтому на фоне ослабления рубля разрыв между ценой в Европе и в России заметен еще сильнее. В Поволжье Созданное в 1994 г. ульяновское предприятие "Спектр-Авиа" (ежегодная пропускная способность специализированного окрасочного корпуса — около сотни ВС, включая Ан-124) по итогам этого года рассчитывает покрасить 54 самолета (в 2014 г. — 49, в 2013 г. — 39 ВС). Традиционно на мощностях "Спектр-Авиа" проходили покраску преимущественно новые гражданские и транспортные машины, выпущенные российскими заводами. Но в условиях сокращения планов производства SSJ 100, Ил-76МД-90А и модернизации Ан-124 "Спектр-Авиа" принимает меры для более активного присутствия на рынке перекраски самолетов иностранного производства, зарегистрированных за пределами России. Правда, отсутствие у окрасочного предприятия из Ульяновска сертификата Part 145 осложняет наращивание клиентской базы. "Отсутствие Part 145 сильно затрудняет привлечение на наши мощности иностранных ВС, так как в процессе перекраски требуется проведение сопутствующего техобслуживания: взвешивание, расчет центровки, балансировка рулевых поверхностей и др. В планах получить одобрение по Part 145 у нас нет, поскольку европейские сертификационные органы не выдают отдельный сертификат на необходимые в нашем случае виды работ", — рассказал первый замдиректора "Спектр-Авиа" Виталий Зотов. На сегодняшний день ульяновское окрасочное предприятие пошло путем привлечения специалистов компаний, одобренных по Part 145. Например, такая схема была недавно реализована на самолете Boeing 767 авиакомпании Azur Air. Для выполнения соответствующего ТО с широкофюзеляжным ВС, зарегистрированным на Бермудах, в Ульяновск приезжали работники новосибирского провайдера "Сибирь Техник" (входит в холдинг "Инжиниринг"). Также у "Спектр-Авиа" есть опыт совместной работы с российскими компаниями "ТС Техник" и "Тулпар Техник". На начало ноября ульяновское предприятие продолжало переговоры с рядом иностранных провайдеров ТОиР, например с Sabena Technics. Недавно для удешевления покраски "Спектр-Авиа" для применения на своих мощностях изготовила балансировочные стенды по чертежам Boeing. "Конкуренция по узкофюзеляжным самолетам с окрасочным цехом в Минводах у нас прямая. Причем из-за того что "С7 Инжиниринг" предоставляет полный пакет услуг, мы ощущаем ее достаточно жестко, — говорит Зотов. — Например, с Air Astana мы еще летом разговаривали про Boeing 757, но он уходит в Минводы, а не к нам, потому что мы еще не успели подготовить своих партнеров по Part 145, мы только сейчас подписали соответствующие договоры". Отметим, что помимо "Спектр-Авиа" и холдинга "Инжиниринг" на российском рынке услуг по покраске магистральных ВС присутствует некоторое количество мелких компаний. Например, в сентябре в ангаре новокузнецкого аэропорта Спиченково в обновленную ливрею авиакомпании "Алроса" силами специалистов научно-технической фирмы "Аэротех" (центральный офис в Новосибирске) был перекрашен Ту-154. В ближнем зарубежье можно выделить покрасочные ангары эстонской компании Magnetic MRO (открыт в июле 2015 г.) и Uzbekistan Airways Technics. Последний преимущественно окрашивает самолеты авиакомпании Uzbekistan Airways, но есть и опыт работы со сторонними клиентами, например казахстанским перевозчиком SCAT. Рынок покраски ВС авиакомпаний с постсоветского пространства в несколько раз меньше российского, отмечает Игорь Паньшин. Источник: ato.ru |