Состояние российской авиаотрасли в период пандемии |
12 Июнь 2020 г. |
Быстрое распространение коронавирусной инфекции привело к закрытию границ большинства стран. В конце марта – начале апреля этого года международные пассажирские авиаперевозки практически прекратили свои полеты. Снизился спрос и на внутренние авиарейсы. «Мы не летаем, парк стоит, но самолеты, они же существовать продолжают», – говорит Михаил Юрьевич Трифонов. Эксперт отмечает, что самолету, который не осуществляет авиаперевозки, требуется такое же техническое облуживание, как и летающему. Дело в том, что внутри нелетающего самолета создается «температурная баня» из-за невозможности системы кондиционирования проветривать все оборудование. Это приводит к ухудшению состояния отделочных, вентиляционных и различных герметизирующих материалов. Для избежания негативных последствий, по словам Михаила Юрьевича, необходимы иные программы технического обслуживания, так как нынешние рассчитаны на то, что самолет будет летать. Кроме того, в отсутствии дохода менеджмент просто не обладает ресурсами, чтобы обеспечить выполнение необходимых работ: «Мало того, что мы не производим полеты, мы должны тратить деньги на поддержание парка». Никакая авиакомпания сейчас не выживет без поддержки государства. Стоит отметить, что именно авиатранспортная отрасль является ядром для развития бизнеса, для которого в первую очередь необходима перевозка грузов: «Промышленность не может существовать без того, чтобы их товар, который они произвели, не был доставлен к месту потребителя». Экономике в стране «позволяет дышать» именно наличие транспортной системы. «Самое первое, что будет необходимо, когда мы выйдем из этой ситуации и нам нужно будет наращивать темпы развития нашей страны – это авиация», - подводит итоги Михаил Юрьевич. Несомненно, во все времена самый эффективный рост ВВП давала гражданская авиация. В период пандемии актуальность грузоперевозок возросла. Победить болезнь без быстрой доставки медикаментов, медицинских средств и оборудования было бы невозможно. По этой причине некоторые авиакомпании стали использовать пассажирские самолеты для перевозки грузов. Но подобная оптимизация воздушных судов, по мнению эксперта, может быть очень рискованной, так как в данном случае не всегда учитываются конструктивные особенности грузовых и пассажирских авиалайнеров. Также необходимо учитывать, что простой в работе оказывает негативное влияние не только на авиалайнеры, но и на летный состав: «Если есть перерыв в летной работе более 90 дней, то требуется дополнительная подготовка», – отмечает Михаил Юрьевич. Для того чтобы вернуться в строй, тысячи летчиков будут отправлены на тренажерную переподготовку. Поменяется серьезно все и технологически: продажа билетов, контроль пассажиров, система досмотра. «Это создавалось в одних условиях, теперь будет работать совершенно в других», - говорит эксперт. Михаил Юрьевич считает бессмысленным повышение цен на авиабилеты по окончании пандемии. Дело в том, что у людей не будет возможности покупать билеты даже по тем ценам, которые были до пандемии, так как доходы у большинства населения упали: «Все будут выживать, конечно же, людям будет не до полетов. Рост, на мой взгляд, совершенно нелогичен». «Транспортная система страны – это больше, чем просто бизнес. Это экономика всей страны. Если мы хотим ее развивать, то этим должны управлять. Государство и будет принимать решение, как дальше действовать», – высказал свое мнение эксперт в области управления процессами поддержания летной годности воздушных судов Михаил Трифонов. |