 "Армавиа", а не "Аэрофлот", стала первым эксплуатантом Sukhoi Superjet 100.
Вчера первый региональный самолет Sukhoi Superjet 100 был передан заказчику, которым выступила авиакомпания "Армавиа". Таким образом, скромный по мировым меркам армянский перевозчик неожиданно вошел в авиационную историю, став первым в мире эксплуатантом этого типа ВС. А стартовый заказчик этого самолета — крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" — несколько дней назад через председательствующего в его совете директоров министра транспорта Игоря Левитина озвучил планы потребовать с разработчика SSJ 100 — "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) неустойку за несоответствие самолета заявленным в контракте характеристикам и за задержку поставок. Поставка первого SSJ 100 "Аэрофлоту" намечена на май, этот самолет уже построен и покрашен в цвета авиакомпании и под этот тип обучены пилоты-инструкторы перевозчика.
"Аэрофлот" уже не первый раз выражает свое недовольство заказанными SSJ 100. Государственные чиновники призывают главную авиакомпанию страны к терпению, но, похоже, терпение самих чиновников по отношению к "Аэрофлоту" подходит к концу. Напомним, что вице-премьер Сергей Иванов заявил недавно, что если "Аэрофлот" получит SSJ 100 позже прописанного в контракте срока, то мир не рухнет. Еще более определенно высказался глава департамента авиационной промышленности Минпромторга Юрий Слюсарь, который месяц назад, комментируя эту тему, отметил, что "российские авиакомпании, обласканные государственной поддержкой и получающие пролетные деньги, право беспошлинного ввоза ВС и систему назначенных маршрутов, должны быть более лояльны к российской авиационной промышленности". По словам чиновника, если отечественные перевозчики требуют либерализации законодательства, чтобы закупать западную авиатехнику, то правительство может пойти дальше по пути такой либерализации и открыть внутренний рынок для западных авиаперевозчиков. "Если российские авиакомпании хотят покупать западные ВС, тогда я хочу летать западными авиакомпаниями", — сказал Слюсарь.
Если бы на месте "Аэрофлота" была S7 Airlines, "Трансаэро" или любой другой частный перевозчик, я бы встал на сторону авиакомпании. Но поскольку "Аэрофлот" — компания, подконтрольная государству, я, скорее, буду на стороне промышленности. Ведь получается забавная ситуация. Государство в лице государственного холдинга "Сухой", основного акционера ГСС, вложилось в разработку Superjet 100, потратив на эту программу 16 млрд руб. бюджетных денег и еще 8 млрд руб. на создание двигателя SaM146 для него. И оно же, государство, в лице государственного "Аэрофлота" не хочет фактически у себя покупать этот самолет. Т. е. одной рукой бьет себя же по другой руке.
Авиакомпании всегда весьма консервативно относятся к освоению новых типов самолетов, и нужны веские основания для того, чтобы выступить стартовым заказчиком нового типа, а SSJ 100 — не просто новый тип, а первый гражданский самолет от нового производителя. Но, наверное, "Аэрофлот" как никто другой хорошо подходит на эту роль, тем более что за это он получает и будет получать кучу преференций, озвученных представителем Минпромторга. За примерами "государственного поведения" в гражданской авиации далеко ходить не надо: взялась же государственная авиакомпания "Россия" за освоение Ан-148, хотя и жалуется, что трудно, и говорит о необходимости дополнительной господдержки этой программы. Более того, "Аэрофлоту", позиционирующему себя в качестве национального перевозчика (хотя в российской нормативной базе такой статус отсутствует), вероятно, стоило бы иметь в парке хоть один национальный тип ВС.
Ведущие зарубежные производители тоже сталкиваются как с задержками сроков вывода своих новых продуктов на рынок, так и с изменением их характеристик по сравнению с первоначальными планами. Однако обычно производители обсуждают вопросы соблюдения и корректировки условий контракта с заказчиками кулуарно, без публичной огласки.
Можно предположить, что, вынося проблему на публику, "Аэрофлот" стремится добиться больших привилегий как со стороны производителя, так и со стороны государства. Источники в отрасли говорят, что размер неустойки составляет 184 млн долл., а это означает, что несколько самолетов из 30 заказанных авиакомпания может получить фактически бесплатно. Но такое отношение к поддерживаемому государством самолету со стороны государственного перевозчика снижает привлекательность SSJ 100 в глазах потенциальных заказчиков и в конечном итоге может привести к тому, что вложенные государством деньги окажутся потраченными впустую. Так что, по-видимому, чиновники правы: надо быть лояльнее к отечественному производителю. Как сказал Слюсарь, "мы все-таки в одной стране живем". Тем более что через пять лет промышленность обещает сделать МС-21, а потом, дай бог, придет очередь и самолета-2020.
Источник: ATO.ru
Автор: Максим Пядушкин
|