5 июля состоялось заседание Межведомственной комиссии по авиационной безопасности и безопасности полетов (МВК), на котором обсуждалось внесение изменений в Правила подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации РФ. В частности, как сказано в официальном сообщении Минтранса, предлагается изменить норму, вводящую запрет на продолжение захода на посадку при значениях переданной метеорологической видимости ниже эксплуатационного минимума аэродрома, даже при установленном надежном визуальном контакте с наземными ориентирами на высоте не ниже принятия решения.
Смысл этой несколько громоздкой формулировки заключается в том, чтобы, внеся изменения в пункт 3.89 ФАП-128, отказаться от принятой практически во всем мире системы, которая учитывает не только эксплуатационный минимум аэродрома, но также и индивидуальный минимум КВС. Если раньше, исходя из собственного минимума, КВС имел право продолжать снижение, то теперь он будет обязан уйти на второй круг (или запасной аэродром) даже при наличии надежного визуального контакта с наземными ориентирами.
Подобная идея вызывает ряд вопросов. Фактически выражается недоверие всем пилотам российской гражданской авиации независимо от их уровня подготовки. И вместо того чтобы сосредоточить усилия на повышении квалификации недостаточно подготовленных пилотов (а это, безусловно, необходимо), предлагается просто ограничить всех минимумом аэропорта. В результате самолетам российских авиакомпаний чаще придется уходить на второй круг или запасной аэродром, что приведет к излишним расходам для авиакомпаний и неудобствам для пассажиров. Иностранные авиакомпании летают по своим правилам, и их эти изменения не коснутся. Получается, что в ситуации, когда российский пилот вынужден прекратить снижение, иностранный пилот может спокойно выполнить посадку. Это обеспечивает иностранные авиакомпании очевидными конкурентными преимуществами. Более того, российские пилоты оказываются в совсем странном положении, поскольку за рубежом при определенных условиях они смогут выполять посадку, а дома при тех же самых условиях вынуждены будут уходить.
Обеспечение безопасности полетов — самая приоритетная задача гражданской авиации. Очевидно, что в случае полного прекращения полетов будет достигнута абсолютная безопасность. Столь же очевидно, что отмена всех ограничений ради корыстных целей совершенно недопустима. Задача регулирующих органов во взаимодействии с авиакомпаниями найти и удерживать тот баланс, при котором обеспечивается должный уровень безопасности полетов и соблюдаются коммерческие интересы российских перевозчиков. Неспроста в официальном сообщении Минтранса о введении поправки в ФАП-128 сказано, что в ходе обсуждения участниками заседания были высказаны мнения как в поддержку, так и против данного предложения. В связи с важностью проблемы для обеспечения безопасности полетов было принято решение о том, чтобы авиакомпании и экспертное сообщество высказали свои предложения по данному вопросу.
Алексей Синицкий
Источник: ATO.ru
|