"Шереметьево": большие долги, большие планы
14 Март 2013 г.

Международный аэропорт "Шереметьево" подвел итоги работы в 2012 году и озвучил планы развития на ближайшее время. Пассажиропоток аэропорта вырос на 16,1% и составил 26,2 млн человек. Число выполненных взлетно-посадочых операций увеличилось на 8,6% и достигло 228 тысяч. На 2,6 процентных пункта увеличилась доля аэропорта на рынке пассажирских перевозок в московском авиаузле. Выручка аэропорта составила 15,2 млрд руб., что на 67% больше, чем в 2011 году, на 77% - до 6,2 млрд руб. увеличились неавиационные доходы.

Но денег больше не стало

При этом чистая прибыль "Шереметьево" по РСБУ в 2012 году сократилась в 37 раз в сравнении с 2011 годом и составила 62 млн руб., сообщил генеральный директор аэропорта Михаил Василенко на пресс-конференции в Москве. Падение прибыли он объяснил высокими расходами по обслуживанию кредитов, возникшими после присоединения в апреле 2012 года управлявшей терминалом D компании ОАО "Терминал". Суммарная долговая нагрузка аэропорта, с учетом выплат за терминал D, по словам М.Василенко, составляет $1 млрд. Пока погашены 15% долга. В настоящий момент уже есть решение наблюдательного совета ВЭБ (совместно с ВТБ финансировал сделку) о снижении процентной ставки по кредиту до 8,3% с нынешних 9%, но пока оно существует только на бумаге. "Есть решение наблюдательного совета. Нужны дополнительные переговоры с банком. Мы надеемся, что в ближайшие 2-3 года банки все-таки поймут, что это надо сделать, и снизят ставку до 8,3%. Расплачиваться мы будем до 2025 года", - сказал М.Василенко, отвечая на вопрос "АвиаПорта".

При этом директор "Шереметьево" уверяет, что аэропорт, несмотря на значительное снижение прибыли, остается финансово стабильным предприятием, и самый тяжелый этап выплат уже позади. "Самым тяжелым временем для реализации был старт. Когда еще не понятен поток пассажиров, не отработаны технологические процессы. Приход денег от эксплуатации был минимален. Сейчас показатели только растут, и мы четко понимаем, что это нормальный доходный проект", - говорит он. При этом М.Василенко сетует, что еще ни разу аэропорт не был освобожден от выплат дивидендов акционерам или налоговых выплат. В 2012 году предприятие заплатило в государственный бюджет 5,6 млрд руб., с 2005 года - более 26 млрд руб., с учетом того, что за это время аэропорт также строил инфраструктуру, которая находится в собственности государства.

Покупка терминала D была частью работы по консолидации активов аэропорта. По замыслу владельцев, в итоге весь комплекс "Шереметьево" должен работать под единым управлением. Это должно позволить избегать конфликтов интересов между бизнес-структурами и, как следствие, повысить качество обслуживания пассажиров.

Новой полосе мешает старый газопровод

Несмотря на высокую долговую нагрузку, аэропорт продолжит развиваться, пообещал гендиректор. В планах компании строительство третей независимой ВПП, открытие нового терминального комплекса на месте нынешнего терминала B, новая станция аэроэкспресса, тоннель, соединяющий северную и южную зоны аэропорта.

Вопреки оценкам скептиков, М.Василенко уверен, что все проекты, включая строительство третьей ВПП, будут реализованы в течение ближайших 2-3 лет при самом пессимистичном раскладе. Необходимо лишь увеличить бюджетное финансирование. В "Шереметьево" же подсчитали, что при сохранении нынешнего темпа роста аэропорта, существующих мощностей, в частности, по возможностям осуществлять взлеты и посадки, хватит не более чем на три года.

Разрешение на строительство ВПП-3 получено ещё в августе прошлого года, строительные работы уже начаты. Застройщиком выступает ФГУП "Администрация Гражданских Аэропортов", генподрядчик - инжиниринговая компания "Трансстрой". С этой компанией заключен договор стоимостью 22,5 млрд руб. Однако директор "Шереметьево" утверждает, что бюджетом на финансирование этого проекта были предусмотрены большие суммы. На эти деньги, в том числе, должны переселить граждан, чьи дома попадают в санитарно-защитную зону. Сейчас, по словам М.Василенко, ведутся переговоры с Главгосэкспертизой, ранее исключившей из проекта часть средств, предусмотренных на строительство третьей полосы. По другой информации, кроме местных жителей, на пути новой ВПП встали также подмосковный логистический центр и ранее незамеченный газопровод "Газпрома".

Предполагается, что полоса длиной 3200 м и шириной 60 м сможет обеспечить посадку всех типов воздушных судов и взлет 80% лайнеров как российского, так и иностранного производства. Кроме самой полосы, предстоит построить магистральную рулежную дорожку и рулежную дорожку, соединяющую строящийся комплекс с существующим, объекты управления воздушным движением и природоохранные сооружения.

Объединение севера и юга

Кроме новой полосы, в "Шереметьево" появится обновленный терминальный комплекс. Он будет построен на месте существующего терминала B. Каким образом будет перестраиваться комплекс, пока не понятно: не исключено, что существующее здание пройдет глубокую реконструкцию. Сейчас ведется предпроектная работа, уточнил гендиректор аэропорта. Предполагается, что новый терминал сможет принимать более 10 млн пассажиров в год. К нему будет примыкать станция "Аэроэкспресса". По словам М.Василенко, соответствующие договоренности с РЖД уже достигнуты. Не решен лишь вопрос о том, каким образом экспресс поедет - с Ленинградского или с Савеловского хода.

Новый терминал планируется соединить с тоннелем с южной терминальной зоной. Таким образом, пассажир, приехавший на аэроэкспрессе, сможет передвигаться по обновленному аэропорту, не выходя на улицу. В этом же тоннеле будут проложены коммуникации для объединения систем обработки багажа северного и южного комплексов, что позволит сократить время стыковки.

Строительство подразумевает схему государственно-частного партнерства. Государство уже выделило 1,5 млрд руб. на проектные работы. Остальная часть строительства будет связана с привлечением частных инвестиций. Директор "Шереметьево" отметил, что тоннелем в настоящее время интересуются три потенциальных инвестора, но конкретных договоренностей пока нет. Строительство терминала заинтересовало две компании. Также решается вопрос о том, будет ли МАШ вкладывать в эти проекты собственные средства. Масштабные планы обойдутся инвесторам в $350-370 млн, из которых $200 млн нужно вложить в терминал. Управлять новой инфраструктурой будет аэропорт.

Все эти изменения предусмотрены "Мастер-планом развития аэропорта "Шереметьево" до 2030 года". В результате воздушная гавань будет способна обслуживать 60-65 млн пассажиров в год.

Объединить потом приватизировать

Привлечению частных инвестиций, считает М.Василенко, могла бы способствовать приватизация аэропорта. "Приватизация при любых условиях обоснована. При решении по инвестированию денег и составлению финансового плана у частников путь короче, чем у госкомпании. Это более эффективное управление", - говорит он. По словам генидректора, сроки приватизации пока сохраняются - 2014-1015 годы.

В работе принимает участие три консультанта. С одной стороны, это юридическая фирма Vegas Lex, которая была выбрана правительством для решения вопросов развития МАУ. Она должна создать рабочий документ, в котором будет изложено, целесообразно ли объединять аэропорты МАУ, и в какой форме это может быть сделано. С другой стороны, работает консультант A.T.Kearney, который решает вопросы консолидации активов "Шереметьево" и "Внуково" в соответствии с поручением председателя правительства от 29 марта 2011 года. И, наконец, консультант GP Morgan готовит дорожную карту по приватизации "Шереметьево" в соответствии с поручением Росимущества. М.Василенко предполагает, что одним из основных вопросов, которые консультанты решат в первую очередь, будет объединение "Внуково" в единый комплекс. Вслед за этим будут приниматься решения по непрофильным активам "Шереметьево": будет ли аэропорт от них избавляться, или введет в состав объединенной компании. После разработки дорожной карты приватизации МАШ решится вопрос объединения с аэропортом "Внуково".

М.Василенко отдельно отметил, что ему не кажется принципиальным порядок реализации задуманного: будет ли в первую очередь проведена приватизация или объединение. "Решение о том, что произойдет раньше, должно принять правительство. Но мы, в любом случае, получаем оценку объединенного "Шереметьево", объединенного "Внуково" и дорожную карту, как это будет приватизироваться", - сказал он журналистам.

Удобный, стильный, некурящий

Работу, проделанную аэропортом к настоящему времени, высоко оценили на международном уровне. "Шереметьево" признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания и занял 1 место в европейском регионе в рейтинге исследовательской программы ACI.

Вероятно, чтобы продолжать соответствовать мировым стандартам, помимо реализации масштабных проектов вроде реконструкции терминалов и строительства полосы, планирует в этом голу закрыть курилки и переоборудовать их в детские комнаты, а также переодеть сотрудников в новую форму от Дениса Симачева.

Автор: Екатерина Панова
Источник: АвиаПорт.Ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: