Политический лоукост
30 Июнь 2014 г.

altКрымская эпопея совпала по времени со стартом очередного российского лоукостера — авиакомпании "Добролёт". В результате создаваемая в группе "Аэрофлот" низкотарифная авиакомпания сконцентрировала все свои — пока небольшие — перевозочные емкости на направлении Москва (Шереметьево) — Симферополь. В конце мая авиаперевозчик открыл продажу билетов, с 15 по 30 июня компания выполняет три рейса в день. В июне продажа билетов была продлена на июль–сентябрь 2014 г. Стоимость билета в одну сторону составляет от 999 до 3499 руб. без провоза багажа и ручной клади весом более 10 кг. По информации авиакомпании, количество ежедневных рейсов в Симферополь будет увеличено до четырех. О времени открытия других маршрутов авиакомпания пока не сообщает.

Сложившаяся политическая ситуация дает "Добролёту" практически идеальные условия для старта. Компания начинает полеты всего с тремя самолетами, по единственному направлению, спрос на которое стимулирован как действиями правительства, так и резким сокращением альтернативных возможностей добраться до этого полуострова. Вдобавок рейсы в Симферополь субсидируются и из Москвы туда летают еще "Аэрофлот", "Трансаэро" (причем ставит на рейсы Boeing 747), S7 Airlines, "Уральские авиалинии", "ВИМ-авиа", "Якутия", Red Wings и "РусЛайн". Так что уровень конкуренции весьма высок, и даже при наличии субсидий едва ли авиакомпании получают существенные доходы. Механизм субсидий также вызывает вопросы у авиакомпаний. Было бы понятно, если бы клиентам предлагался исчерпывающий туристический продукт, состоящий как минимум из перелета и проживания, тогда авиакомпании легко и без убытков выполняли бы чартерные рейсы. Пока же все риски по розничной продаже билетов перекладываются на авиаперевозчиков. Более того, и юридические аспекты полетов российских авиакомпаний в Крым пока остаются не вполне четкими, им посвящен большой текст в июньском номере журнала "Авиатранспортное обозрение". Сейчас авиакомпании летают в Крым, будто это внутренние рейсы, и никаких особых международных санкций для них из-за этого пока не последовало. Остается надеяться, что обстановка будет нормализовываться, а не обостряться.

Так или иначе, "Добролёт", и так создававшийся во многом благодаря политическому заказу высшего руководства, получил довольно неожиданный импульс для своего развития, которое, безусловно, надо продолжать. Как рассказал в конце мая в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2014) глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, в дальнейшем, с увеличением количества самолетов в парке "Добролёта" география полетов будет расширена. В частности, рассматриваются такие города, как Санкт-Петербург, Сочи и Калининград. А глава "Ростеха" Сергей Чемезов также в ходе ПМЭФ-2014 заявил (об этом сообщило агентство ИТАР-ТАСС), что в 2015 г. планируется запуск подмосковного аэропорта Раменское для пассажирских авиаперевозок и "Добролёт" перебазируется туда. Это позволит сократить конкуренцию с "Аэрофлотом" и, возможно, снизить расходы на аэропортовое обслуживание по сравнению с Шереметьево.

Пока, насколько можно судить по питерскому аэропорту Пулково, аэропорты не стремятся предоставлять лоукостерам особых условий, да и не могут этого сделать в силу особенностей российского законодательства. В апреле операционный директор Пулково Фолькер Вендефойер, говоря о возможном приходе в аэропорт лоукостеров (ирландской Ryanair, британской EasyJet и "Добролёта"), отметил: "Мы не можем обеспечить низкотарифным авиакомпаниям специальные условия, им придется пользоваться тем же терминалом на тех же основаниях, что и остальным авиаперевозчикам". Переговоры продолжаются, но процесс, судя по всему, идет непростой. По мнению одного из представителей отрасли, ключевые российские аэропорты не очень стремятся пускать к себе лоукостеров, понимая, какую конкуренцию они создадут другим авиакомпаниям — давним клиентам. В результате объемы перевозок сильно не вырастут, а доходы существенно сократятся.

И тем не менее, несмотря на всю местную специфику, эксперимент по развитию лоукост-авиаперевозок в России продолжается. А мы продолжаем с интересом за ним наблюдать.

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: