Ожидаемый кризис туристических авиаперевозок |
01 Сентябрь 2014 г. |
Туристический рынок лихорадит, хотя участники рынка, разумеется не склонны драматизировать ситуацию, чтобы не стало еще хуже. Однако прекращение деятельности ряда компаний и резкие перемены в партнерских отношениях у других компаний едва ли можно назвать случайными. 21 августа туроператор TUI Russia подтвердил, что вместо Metrojet (ООО "Авиакомпания 'Когалымавиа'") функции его базовой авиакомпании будет исполнять Orenаir (ОАО "Оренбургские авиалинии"), входящая в группу "Аэрофлот". Как говорится в пресс-релизе, смена перевозчика стала результатом "нормального рабочего процесса" и не скажется на планах клиентов. Metrojet, конечно, перевозчик небольшой (в ливрее TUI летало три самолета этой авиакомпании), но в разгар туристического сезона обычно такие вещи не делаются, поскольку все цепочки рейсов у авиакомпаний уже расписаны. Впрочем, компании Orenair, вероятно, было не так уж трудно. Перевозчик прекратил сотрудничество с туристической компанией "Идеал-тур" и рядом других компаний, причем общая сумма задолженности составила около 1,5 млрд руб. Туристические компании расплатиться не смогли, за рубежом остались тысячи туристов, руководители компаний объявлены в международный розыск. Относительно возникновения задолженности такого размера на рынке бытуют разные мнения. Можно грубо оценить количество рейсов, которые авиаперевозчик должен был выполнить, "кредитуя" туроператора, который не платит. Если очень условно принять общую стоимость летного часа за 500 тыс. руб, а продолжительность полета из России на курорт и обратно за 7 ч (степень условности наших расчетов очевидна), то круговой рейс стоит примерно 3,5 млн руб., а на 1,5 млрд руб. можно выполнить свыше 400 таких рейсов. Как говорят участники рынка, никто в здравом уме и твердой памяти выполнять такое количество полетов в долг не будет. Есть, конечно, и контраргумент — в начале этого года Orenair окончательно лишилась ключевого партнера: турецкая туристическая компания Pegas Touristik перевела свой бизнес в авиакомпанию NordWind. Поэтому нельзя исключать, что новые партнеры могли предложить Orenair хорошие объемы перевозок при условии, что авиакомпания немного потерпит с платежами. Однако сумма в 1,5 млрд долл. требует все-таки фантастического терпения. Альтернативная версия заключается в том, что этот долг — или его существенная часть — накопился за невыполненную работу. Допустим, туроператор подписал с авиакомпанией соглашение на 400 летных часов в месяц по каждому борту, но туристов, как мы знаем, оказалось мало и по факту борт летает не 400 ч, а, допустим, 300. Формально говоря, оставшиеся 100 ч суммируются в виде долга, но существует он только на бумаге, как недополученный доход. По идее, такой долг по окончании туристического сезона нужно просто списывать, либо урегулировать каким-нибудь взаимоприемлемым способом. Однако если наша гипотеза имеет хоть какое-нибудь отношение к действительности, требование Orenair посреди сезона расплатиться по долгам привело к краху нескольких туркомпаний, а Orenair заключает соглашение с компанией TUI. И конкурентов стало меньше. Нельзя исключать, что на туристическом рынке произойдут еще какие-то потрясения. Да и авиакомпании вступают в самый сложный для них период года, когда объемы перевозок еще летние, а объемы продаж начинаются уже зимние, то есть возникает риск кассового разрыва. В условиях сокращения темпов роста этот риск многократно возрастает. Рост цен на авиатопливо и другие услуги только усугубляет ситуацию. Источник: ato.ru |