Авиакомпании против пассажиров, пассажиры против авиакомпаний
13 Апрель 2011 г.

Европейские и российские власти практически одновременно решили пересмотреть правила, которые определяют права и обязанности авиакомпаний и пассажиров при их взаимодействии. Не исключено, что и в Европе, и в России в ходе изменений можно будет наблюдать очередной этап драмы "авиакомпании против пассажиров" или "пассажиры против авиакомпаний" — кому как больше нравится. Устраивающий всех алгоритм отношений выработать просто невозможно, поэтому претензии с двух сторон, скорее всего, продолжатся.

Европу к изменению правил подтолкнули недавние серьезные катаклизмы: извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, а также зимние снегопады. Авиакомпании вынуждены были не только отменить полеты, но также компенсировать своим пассажирам проживание в гостиницах, если им негде было поселиться на время ожидания открытия неба. Такая же ситуация повторялась и с менее громкими проблемами, например во время зимних снегопадов. Авиакомпании в свою очередь пытались объяснить регулирующим органам, что при их неустойчивом финансовом положении погодные выплаты пассажирам могут оказаться слишком тяжелым бременем. "Мы не можем позволить себе закрывать глаза на происходящие в мире события и должны извлекать уроки из экономического кризиса, пепла и снега", — сказал вице-президент Европейской комиссии по вопросам транспорта Сийм Каллас. На 2011 г. запланированы дебаты и консультации по поводу возможных корректив, в 2012 г. они обретут форму конкретных документов. Вопрос задержек рейсов из-за погоды сложен для каждой из сторон. Можно понять и пассажиров, сталкивающихся с проблемами, которые способны растянуться на неопределенный период, и авиакомпании, которые не хотят платить за природные аномалии (которых, к слову, происходит все больше и больше). К тому же возможны неоднозначные случаи — в российской практике в эту категорию попадает задержка рейсов "Аэрофлота" зимой из-за ледяного дождя: с одной стороны, первопричиной послужили погодные сложности, но ведь переносы вылетов происходили из-за отсутствия антиобледенительной жидкости у данного конкретного перевозчика, другие же авиакомпании могли выполнять рейсы.

Почти одновременно с заявлением еврочиновников Минтранс РФ и правительство России подготовили и направили в Госдуму поправки, предназначенные для Воздушного кодекса России (ВК). По словам замминистра транспорта РФ Валерия Окулова, они касаются правил возврата билетов и разрешат авиакомпаниям вводить штрафные санкции за возврат менее чем за 5 суток до вылета. Кроме того, планируется вернуть так называемые невозвратные тарифы (при сдаче этих билетов не возвращаются деньги). Эти положения начали работать при вступлении в силу в 2007 г. ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей". Тогда авиакомпании возмущались новым для них требованием возвращать деньги за любой билет без штрафов, если пассажир сдает его не менее чем за сутки до рейса. Однако приглашенные юристы обратили внимание перевозчиков на то, что такая норма содержится в Воздушном кодексе, просто до новых ФАП ее не только никто не выполнял, но авиакомпании не помнили о ее существовании. Вопрос возврата билетов не менее деликатный, чем проблема обеспечения проживания при задержке рейса из-за плохой погоды. Авиакомпаниям крайне сложно объяснить пассажирам, что они теряют деньги, если билет сдается в последний момент: шансов продать это место другому очень мало. Невозвратные же билеты есть у многих иностранных авиакомпаний: в эту категорию попадают все билеты, купленные на распродажах по низкой цене. Также это один из основных типов билетов для лоукост-авиакомпаний. Общеизвестно, что наличие подобной нормы не позволяет в России развиваться низкотарифным перевозчикам, а также дает преимущество иностранным компаниям: те сохранили невозвратные тарифы и распродажи, не подчиняясь российскому законодательству.

Но объяснения в экономической целесообразности тех или иных мер вряд ли удовлетворят пассажиров, которые, на первый взгляд, проиграют от этих поправок (хотя, возможно, они получат больше распродаж с недорогими перелетами). Поэтому в России, как и в Европе, подобная тема может стать одной из самых громких. Несмотря на то что количество населения, пользующегося воздушным транспортом в России ничтожно мало (по различным оценкам — от 5 до 7% населения), любые проблемы с пассажирами и возможное ущемление их прав оказываются гораздо приоритетнее других информационных поводов. Такая вот романтика воздушных путешествий.

Автор:     Полина Зверева
Источник: ATO.ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: