Ассоциация "Аэропорт" ГА, объединяющая более 260 предприятий, вынуждена обратиться к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Иванову Сергею Борисовичу по жизненно важному вопросу.
Во исполнение протокольных поручений (протокол от 9 февраля 2011 г. № СИ-П9-5пр. "О мерах по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних авиарейсах", Минэкономразвития России подготовило и направило письмом от 05.02.2011 № 4058ИШ/Д23 на согласование в заинтересованные министерства и ведомства проект Приказа "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов" (далее – проект Приказа).
В проекте Приказа предлагается дифференцировать ставки арендной платы за земельные участки по Федеральным округам, где по нашему мнению, полностью отсутствует принцип "введения запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым размер арендной платы в отношении земельных участков, предназначенных для одинаковых видов деятельности (т.е. видов транспорта), не должен различаться" (принцип, продекларированный в письме заместителя Министра экономического развития РФ Манылова И.Е в аппарат Правительства РФ от 30.07.2010 №13516-ИМ/Д23, прилагается). Этот принцип соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) "О недопущении дискриминации воздушного транспорта по отношению к другим видам транспорта", но, к сожалению, не находит понимания Минэкономики России на практике. Размер ставок за аренду земельных участков в проекте Приказа для объектов гражданской авиации суммарно соответствует размеру действующих ставок для автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, но почему-то расчеты предлагается производить на один квадратный метр, в тоже время у авто и железно дорожников расчеты производятся на один гектар, то есть для аэропортов сумма оплаты выше в десять тысяч раз.
Также проект Приказа не учитывает и сложившееся на сегодняшний день финансово-экономическое положение аэропортов, хотя в пояснительной записке к проекту декларируется "принцип экономически приемлемого уровня арендной платы для арендатора".
В адрес Минэкономразвития России участниками межведомственной рабочей группы, включая Минтранс России, Росавиацию, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", Ассоциацию "Аэропорт" ГА были направлены обоснованные критические замечания и предложения.
В результате, на последнем совещании рабочей группы 25.05.2011 Минэкономразвития России предложило вторую версию проекта Приказа, устанавливающую ставку арендной платы за землю в процентном отношении от кадастровой стоимости, по группам аэропортов в зависимости от пассажиропотока.
Так, для крупных аэропортов с пассажиропотоком более 5 млн. пассажиров предлагается 1,5% от кадастровой стоимости за землю под аэровокзалами и 1% от кадастровой стоимости за землю под федеральным аэродромным имуществом. Далее процентная ставка понижается в зависимости от пассажиропотока. При этом, как видно, процентные ставки за земли под аэровокзалами мало отличаются от ставок за земли под федеральным аэродромным имуществом.
Далее необходимо отметить, что убыточная деятельность 90% аэропортов по приему и выпуску воздушных судов (аэродромные комплексы) не может служить источником поступлений в бюджет, так как она нуждается если не в дотациях, то хотя бы в льготах. Об этом прямо сказано в протоколе Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (протокол от 07.07. 2010 г. №ВП-П9-37пр. "О строительстве и реконструкции аэропортов", где в п.12 указано:
"Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минтрансу России (И.Е.Левитину), Минфину России (А.Л.Кудрину), Росимуществу (Ю.А.Петрову) проработать вопрос о предоставлении льгот по налогам на землю и федеральное имущество аэродромной инфраструктуры и представить предложения в Правительство Российской Федерации".
Так, какие же льготы предлагает Минэкономразвития России в проекте Приказа?
На самом деле, по мнению аэропортов, предлагаемые в проекте Приказа расчеты приведут к ухудшению и без того критического положения финансово-экономического состояния предприятий.
Так, например, предварительные расчеты показывают, что арендная плата за землю для ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", исчисленная по 2-му варианту составит около 700 млн. руб. (расчеты прилагаются), что в итоге ставит этого крупнейшего балансодержателя отрасли на грань банкротства.
Далее необходимо отметить, что по большинству аэропортам федерального значения кадастровая стоимость земельных участков необоснованно завышена и предлагаемая арендная плата существенно ухудшит их экономическое состояние.
Например:
для крупных аэропортов более 5 млн. пасс. – ставка 1 % для участков под федеральным аэродромным имуществом: Аэропорт "Внуково" - предполагаемая арендная плата = 343 млн. руб.
для аэропортов от 1 млн. до 5 млн. пасс. - ставка для участков под федеральным аэродромным имуществом – 0,5%: Аэропорт "Сочи" - арендная плата = 247 млн.руб., Аэропорт "Краснодар" - арендная плата = 48 млн. руб.
Создается впечатление, что разработчики проекта Приказа, декларируя на словах приверженность вышеупомянутым благим экономическим принципам, идут в прямо противоположном направлении от этих принципов, в том числе и от курса протокольных поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (протокол от 07.07.2010 г. №ВП-П9-37пр. "О строительстве и реконструкции аэропортов"), и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова (протокол от 09.02.2011 г. № СИ-П9-5пр. "О мерах по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних авиарейсах"). По существу, аэропортовая деятельность подвергается дискриминации по отношению к другим видам транспорта, не учитывается финансовое положение подавляющего большинства операторов аэропортов. Создается впечатление что, Минэкономразвития России не в курсе состояния 332 аэропортов Российской Федерации, износ основных фондов которых составляет 80%; и то, что авиационная подвижность самой огромной страны в мире - одна из самых низких (Россия – 0,2-0,3, Европа – 2,0-3,0, США – 4,0-5,0).
Учитывая вышеизложенное, Ассоциация "Аэропорт" ГА обращается с убедительной просьбой о решении вопроса по установлению арендных ставок за землю под объектами аэродромов, аэропортов и управления воздушным движением, аналогичных ставкам, действующим в отношении автомобильных дорог и железнодорожного транспорта.
Источник: АТО.ru
Автор: Виктор Горбачев
|