В феврале 2011 г. вице-премьер Сергей Иванов предложил снизить НДС на внутренних рейсах, так как этот налог является одной из главных составляющих высоких цен на авиабилеты внутри страны. Позже Минэкономразвития включило снижение НДС в список мер, которые должны уменьшить стоимость авиабилетов. О позиции Минтранса в отношении отмены НДС на внутренних перевозках, а также о ситуации с продажей аэропорта Внуково рассказал "Маркеру" во время Петербургского международного экономического форума замминистра транспорта Валерий Окулов.
- Валерий Михайлович, с начала года из правительства звучат предложения снизить НДС на внутренних рейсах. Какова позиция Минтранса в этом вопросе?
- Мы считаем, что это безусловно является хорошим стимулом для снижения себестоимости и цены перевозок для пассажиров, а стало быть, и увеличения мобильности, подвижности населения. А это именно те задачи, которые ставятся правительством в стратегии развития как для страны, так и для транспортной системы.
- На какой стадии рассмотрения находятся документы, отменяющие НДС?
- Документы подготовлены, они сейчас рассматриваются. Есть разные подходы и позиции. У Минтранса одна позиция, у Минэкономразвития - другая, у Минфина - третья.
- Не могли бы пояснить, чем они отличаются?
- Минэкономразвития в целом поддерживает, а вот Минфин - не очень.
- Какие компенсационные механизмы вы предлагаете, кроме увеличения объема перевозок?
- Компенсационные механизмы предложить невозможно. Или нужно надумывать сильно искусственные механизмы. Но я думаю, что можно честно говорить, что компенсаций в чистом виде мы предложить не сможем. Повышение деловой активности, мобильности, а следовательно, повышение налоговой базы - да, а вот потенциальная компенсация - нет. Вся острота обсуждения будет связана с бюджетным процессом. На этом этапе и будут приниматься решения.
- Какие-то межведомственные совещания по данному вопросу запланированы?
- Нет, поручение есть, пока ведется переписка.
- Могут ли иностранные перевозчики получить контрольную долю в российских компаниях?
- Нет, приобретения контрольных пакетов иностранцами нет, не будет и быть не может.
- Это жесткая позиция Минтранса?
- Это мировая практика. Вам не продадут контроль ни в одной американской компании.
- Но есть же иные примеры: British Airways и Iberia, Lufthansa и Austrian Airlines?
- Эти сделки проходят в рамках ЕС, где другая нормативная база, за счет "открытого неба". В ЕС совершенно другое регулирование. В других авиационных администрациях такое категорически невозможно.
- Обсуждаются ли сделки по вхождению каких-либо иностранных перевозчиков? Ходят слухи постоянно вокруг UTair.
- Вот я примериваю на себя и не понимаю, какой мне мог быть интерес приобретать миноритарную долю в российской компании. Это что, золотая жила или высокодоходный бизнес? Это самый конкурентный и один из самых рискованных в мире бизнесов.
- Вы приветствуете предложение "Аэрофлота" пригласить иностранных менеджеров?
- Я считаю, что "Аэрофлот" - глобальная международная компания. Тот опыт и стандарты, которые есть в "Аэрофлоте", и закрепление этого опыта путем привлечения иностранных специалистов - безусловно положительный факт.
- По аэропорту Внуково какая ситуация? Реконструкция полос в аэропорту началась 15 апреля, и планируется ее завершить до 1 июля. Успеете?
- 1-го числа открываем полосу. Здесь все по плану, даже с опережением графика дня на три идем.
- Как вы оцениваете размер компенсации, которую правительство Москвы хочет за Внуково?
- Видимо, это то, что нужно Москве. У Минтранса есть свои расчеты. Но решение в любом случае принимаем не мы.
Источник: сайт «Маркер»
Автор: Валерий Вайсберг, Мария Жебит
|