На совещании у министра транспорта Игоря Левитина принято решение запретить с 1 января 2012 г. эксплуатацию самолетов Ту-134, Ан-24 и Як-40, не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ), предоставляющей пилотам информацию о профиле местности в направлении полета (зарубежные обозначения: EGPWS, Enhanced Ground Proximity Warning System, или TAWS, Terrain Awareness Warning System). Министр поручил Росавиации направить авиакомпаниям директиву о прекращении продаж авиабилетов на рейсы, выполняемые на указанных воздушных судах, не оборудованных такой системой.
Кроме того, по итогам совещания было принято решение направить в Минпромторг России и КБ ОАО "Туполев" обращение с предложением о прекращении процедур увеличения ресурсов и продления сроков службы воздушных судов типа Ту-134, эксплуатирующихся на регулярных авиалиниях.
Предложенные меры нанесут сокрушительный удар по региональным и местным перевозкам в России. По состоянию на январь 2011 г. в России в эксплуатации числилось 99 самолетов Ту-134, 101 самолет Ан-24, 28 самолетов Ан-26-100 и 78 самолетов Як-40, а также 27 грузовых самолетов Ан-26. Поскольку сейчас процедура продления ресурса каждого самолета Ту-134 проводится ежегодно, получается, что в течение года все самолеты Ту-134 будут выведены из эксплуатации.
Что касается СРППЗ, можно с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство перечисленных самолетов ими не оборудованы. Ориентировочная стоимость доработки составляет не менее 25 тыс. долл. на самолет, и даже если эксплуатанты возьмутся понести эти расходы, требуемого количества систем в природе не существует и едва ли производители смогут их выпустить в обозначенные властями сроки. Вообще, на любом авиапредприятии есть программа вывода самолетов из эксплуатации в соответствии с их техническим состоянием и планами развития авиакомании.
Заменить парк, эксплуатацию которого предписано запретить, сейчас нечем. В сегменте региональных турбореактивных самолетов есть один Sukhoi Superjet 100 в "Аэрофлоте" и шесть Ан-148 в авиакомпании "Россия". В сегменте турбопропов есть четыре Ан-140. Разумеется, самолеты необходимых классов есть за рубежом, и, например, ATR 42, ATR 72 и CRJ200 нормально эксплуатируются в России. Тем не менее, по словам специалистов, есть немало северных аэродромов, взлетно-посадочные полосы которых находятся в таком состоянии, что шасси иностранных самолетов будут быстро приходить в негодность, тогда как старые советские машины это выдерживают.
Таким образом, наиболее вероятный вариант последствий, если решение Минтранса не будет отменено, — это существенное ограничение транспортной доступности населения именно в тех регионах, где авиация является наиболее востребованным и безальтернативным видом транспорта.
Источник: ATO.ru
Автор: Алексей Синицкий
|