Мировая отрасль авиаперевозок на грани убытков |
15 Ноябрь 2011 г. |
Прогноз на 2012 г. демонстрирует еще более пессимистичные показатели. Доходы авиакомпаний возрастут до 632 млрд долл., однако прибыль сократится до 4,9 млрд долл., что соответствует уровню рентабельности 0,8%. "Авиакомпании в 2011 г. сделают чуть больше денег, чем мы предполагали, — говорит глава IATA Тони Тайлер. — Однако надо четко понимать масштабы улучшения. Увеличение прибыли на 2,9 млрд долл., о котором мы говорим, — это всего лишь полпроцента доходов отрасли. А 2012 г. ожидается еще более трудным". Прогноз IATA основан на том, что ожидаемый в 2011 г. рост ВВП на 2,5% сократится в 2012 г. до 2,4%. Финансовые результаты авиакомпаний тесно связаны с состоянием мировой экономики: как только рост ВВП становится ниже 2% в год, отрасль авиаперевозок глобально несет убытки. "В течение 2012 г. мы будем в непосредственной близости к опасной черте, — предупреждает Тони Тайлер. — Отрасль в очень хрупком состоянии, и любой удар может ввергнуть нас в убытки". Спрос на пассажирские перевозки оказался в 2011 г. несколько выше, чем ожидалось с учетом состояния мировой экономики. Уточненный прогноз предполагает по итогам года рост на 5,9% (по предыдущему прогнозу в июне — 4,4%). Количество перевезенных пассажиров должно составить 2,833 млрд чел. (по прежнему прогнозу — 2,793 млрд чел.). Авиакомпаниям удалось повысить интенсивность эксплуатации парка до уровня 2010 г. К июлю глобальный показатель коммерческой загрузки составлял 83,1%. Тем не менее общая экономическая обстановка остается крайне тяжелой. Рост мировой экономики практически остановился к концу 2010 г., и это не могло не сказаться на грузовых перевозках. Стагнация началась с января: IATA сбросила годовой прогноз роста с 5,5 до 1,4%. Ожидается, что авиакомпании перевезут в 2011 г. 46,4 млн т груза (согласно прежнему прогнозу — 48,2 млн т). Поскольку значительное количество грузоперевозок выполнялось в багажных отделениях пассажирских самолетов, грузовой показатель коммерческой загрузки в июле составил всего 45%. Рост объемов в пассажирском сегменте увеличивает доходы авиакомпаний до 464 млрд долл. (на 7 млрд долл. больше по сравнению с предыдущим прогнозом), однако в грузовом сегменте прогноз доходов снижается до 67 млрд долл. (меньше на 5 млрд долл.). Цены на нефть согласуются с прошлым прогнозом на уровне 110 долл. за баррель (марки "брент"). Это на 39% выше, чем средняя цена в 2010 г., составившая 79,4 долл. Авиакомпании заплатят за топливо 176 млрд долл., что составляет около 30% расходов отрасли. Тенденция к ухудшению ситуации прогнозируется и в 2012 г. Обремененные долгами западные экономики, видимо, будут находиться в длительном периоде слабого экономического роста — или еще хуже. И хотя экономики развивающихся стран выглядят гораздо лучше, перспективы роста перевозок ограничены, поскольку многие транспортные потоки связаны с развитыми странами. По мнению IATA, худшими периодами для рынка авиаперевозок могут оказаться IV квартал 2011 г. и первое полугодие 2012 г. Прогноз прибыли в размере 4,9 млрд долл. основан на следующих обстоятельствах. Рост рынка пассажироперевозок составит 4,6% (меньше, чем 5,9%, ожидаемые в 2011 г.), но при этом рост доходности упадет до 1,7% (примерно половина от роста в 3%, прогнозируемого в 2011 г.). Темпы роста грузовых перевозок составят 4,2% (втрое больше, чем 1,4% в 2011 г.), но доходность расти не будет. Цены на топливо слегка снизятся в соответствии с прогнозом на стоимость нефти в 100 долл. за баррель, однако хеджирование топлива отложит эффект от понижения его стоимости и доля авиакеросина составит 32% в расходах авиакомпаний, или 201 млрд долл. Необходимо отметить, что данные IATA касаются только международных магистральных перевозчиков; региональные и низкотарифные авиакомпании имеют собственные ассоциации, свою статистику и свои особенности экономики. И все же на долю 230 авиакомпаний — членов IATA из 115 стран приходится 93% мировых международных регулярных перевозок, так что прогноз этой организации вполне адекватно отражает состояние мировой отрасли воздушных перевозок. В России темпы роста пассажироперевозок в 2011 г. прогнозируются на уровне 11–12%, что вдвое выше среднемировых, но объемы остаются малозаметными осносительно мирового уровня. Годовой оборот российской отрасли воздушных перевозок в 2010 г. составил около 17,5 млрд долл., средняя рентабельность — 0,9%. Поскольку издержки авиакомпаний растут в 2011 г. опережающими темпами, можно ожидать темпов роста оборота на уровне 15% (примерно до 20 млрд долл.), хотя средняя рентабельность останется на прежнем уровне или понизится. Источник: ato.ru |