Минтранс рекомендует летать парами. Монополизм в воздухе ликвидируют |
16 Январь 2012 г. |
Россия имеет с зарубежными государствами и автономными территориями около 200 двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Часть из них дает право каждой из договаривающихся сторон ставить на соответствующие маршруты по нескольку национальных авиакомпаний. Но довольно много договоров, особенно из числа унаследованных Россией в неизменном виде с советских времен, допускают только по одному перевозчику от каждой страны. В результате анализа конъюнктуры перевозок чиновники Минтранса пришли к выводу, что на международных маршрутах, где работает только одна российская авиакомпания, билеты неизменно оказываются намного дороже, чем на сопоставимых по протяженности направлениях с несколькими конкурирующими отечественными компаниями. "Теперь мы хотим договориться с европейскими странами, чтобы иметь не менее двух назначенных перевозчиков на каждом направлении, а кое-где даже и трех", - сообщил в минувшую пятницу глава транспортного ведомства Игорь Левитин. Он сказал также, что этот вопрос станет составной частью переговоров по изменению системы платежей, взимаемых с иностранных авиакомпаний за пролет по транссибирским воздушным коридорам из Европы в Азию. В 2006 году власти России и Евросоюза подписали "согласованные принципы" о подходах к проблеме транссибирских платежей. В документе говорится, что к пересмотру сложившейся системы стороны приступят после приема России во Всемирную торговую организацию, который наконец состоялся в декабре 2011 года. На переговоры о "модернизации" системы платежей (европейцы понимают под этим словом полную их отмену, а российская сторона рассчитывает еще поторговаться) партнеры отвели себе время до конца 2013 года. Игорь Левитин сказал, что увеличение количества назначенных перевозчиков - это один из встречных шагов, которых Минтранс ждет от европейских коллег в обмен на российские уступки в вопросе транссибирских платежей. При этом министр подчеркнул, что в "согласованных принципах" 2006 года ЕС взял на себя обязательство содействовать выходу российских авиакомпаний на рынок объединенной Европы. Усиление конкуренции между российскими авиакомпаниями на международных маршрутах сильнее всего затронет интересы крупнейшей российской авиакомпании: на тех направлениях, где предусмотрен один перевозчик от России, им, как правило, является именно "Аэрофлот". Так сложилось исторически: современный "Аэрофлот" создан на основе международного управления единственной в СССР государственной авиакомпании и унаследовал все международные коммерческие права, которыми советская гражданская авиация располагала на момент распада Союза. Представители "Аэрофлота" в пятницу воздержались от комментариев по поводу инициативы Минтранса. Однако в прошлом году "Аэрофлот" несколько раз демонстрировал готовность жестко отстаивать те особые возможности, которые дают ему некоторые соглашения о воздушном сообщении. Самый свежий скандал на эту тему произошел перед Новым годом, когда "Аэрофлот" добился от Росавиации запрета на чартерную программу "Трансаэро" в Рим и Милан. При этом "Аэрофлот" ссылался как раз на тот факт, что он является единственным назначенным перевозчиком от России на этих двух направлениях. "Трансаэро", вторая по объему операций авиакомпания в России, в последний момент сумела спасти свою итальянскую программу, получив на нее в Росавиации временное, только на период новогодних каникул, разрешение. Кроме того, российские авиационные власти оперативно пересмотрели соглашение с Италией и договорились, что каждая сторона сможет назначать не по одному, а по два перевозчика на маршруты между странами. Пока второй постоянный перевозчик от России не назван, срок действия временного разрешения "Трансаэро" уже истек, так что борьба между двумя крупнейшими авиакомпаниями России за итальянский рынок скорее всего еще получит продолжение. Заместитель генерального директора "Трансаэро" Дмитрий Столяров в пятницу заявил "Московским новостям", что авиакомпания последовательно выступает за либерализацию воздушного сообщения. "Межправительственные соглашения, в которых говорится, что полеты по тем или иным воздушным линиям могут выполняться только одной назначенной компанией от каждой страны, являются тормозом на пути развития международных авиаперевозок", - считает он. По его словам, "Трансаэро" предлагает внедрить в практику дифференцированный подход, при котором число назначенных перевозчиков будет зависеть от объемных показателей рынка на каждой линии. "Если число перевезенных на маршруте за год пассажиров составляет менее 150 тыс., а также на новых направлениях полетов в течение трех лет на линии может быть по одному перевозчику от каждой страны. Если число пассажиров составляет от 150 до 300 тыс. в год, то перевозчиков должно быть по два. В случаях от 300 до 900 тыс. - по три. Если же число пассажиров на линии превышает 900 тыс. в год, то можно снимать любые ограничения на число назначенных перевозчиков", - считает Столяров. Пока же Минтранс готов на смелые нововведения в тех процедурных вопросах, которые способен решить без согласования с иностранцами. Игорь Левитин рассказал, что министерство готовит проект постановления правительства, которым назначение российских авиакомпаний на международные маршруты будет изъято из ведения Росавиации. Предлагается сформировать специальную межведомственную комиссию с участием Минтранса, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, которая и будет заниматься этими вопросами. "Думаю, что комиссия сможет начать работу во втором квартале 2012 года", - сказал министр "МН". Автор: Михаил Кукушкин |