Открытое письмо Ассоциации "Аэропорт" ГА по вопросу арендной платы
26 Март 2012 г.

Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович,

К Вам обращается Ассоциация "Аэропорт" ГА, объединяющая более 260 предприятий по вопросу, требующему решения на Правительственном уровне, так как неоднократные обращения в Минтранс и Минэкономразвития России остались без внимания.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 г. 582, а также Вашим Поручением от 27 апреля 2010 г. ВП-П13-2737 Минэкономразвитием по согласованию с Минтрансом разработаны и утверждены приказом Минэкономразвития от 26 октября 2011 г. 597 "Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов".

Принимая во внимание основные принципы определения арендной платы за земли (Постановление 582) аэропорты надеялись, что при разработке ставок арендной платы будет соблюден принцип "недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей".

Однако, все произошло по принципу "все до наоборот" т.е. некоторые аэропорты попавшие в категорию с пассажиропотоком от 1,0 млн. человек и выше терпят колоссальные затраты, которые они будут вынуждены включить в тарифы и ставки за обслуживание воздушных судов и пассажиров, что в свою очередь вынудит авиакомпании повышать стоимость авиабилетов.

Так, например, с учетом новых арендных ставок:

  • Аэропорт "Курумоч" (Самара) вместо 1906,1 тыс. рублей за земли будет платить 11923, 5 тыс. руб., т.е. рост 6,2 раза (плюс более 10 млн. руб.);
  • Аэропорт "Уфа" вместо 5,4 млн. руб. будет платить 12,5 млн. руб., т.е. рост 2,3 раза (плюс более 7,1млн. руб.).

По нашему глубокому убеждению, при любом нововведении, если даже у одного предприятия ухудшается финансовое положение, то данный документ требует более детальной разработки.

Кроме того, совершенно непонятно, какими критериями пользовалось Минэкономразвития при расчете уровня арендных ставок и почему аэропорты, отнесенные к I группе должны платить за земли под аэропортом в 2 раза больше, чем под аэродромом, а отнесенные ко 2 группе соответственно аж в 21 раз (между прочим, к I и 2 группам относится 17 самых крупных аэропортов России).

Так же непонятно почему разработчики установили разные оплаты за земли под аэродромом и аэропортом, а не одну, учитывая, что аэродром является составной частью аэропорта. Вызывает сомнение, что имели ввиду разработчики под термином аэропорт (службы и объекты аэропорта или что-то другое), т.к. отсутствие сноски или расшифровки может привести к разному толкованию. Кроме того, в приказе не учтены такие важные объекты гражданской авиации как посадочные площадки, вертолетодромы и объекты Единой системы ОВД.

Аэропорты прекрасно понимают, что в сложившейся экономической ситуации в стране полностью освободить предприятия от налогов невозможно, но минимизировать расходы предприятий, в т.ч. и снижением налоговой составляющей, тем самым предоставив возможность стабилизации или снижения ставок за обслуживание воздушных судов и пассажиров, что в свою очередь даст возможность снижения стоимости авиабилета и, как следствие, увеличить доступность населения к авиаперевозкам по нашему мнению вполне реально и выполнимо.

В целях сдерживания роста тарифов и ставок за обслуживание авиакомпаний аэропорты постоянно проводят работу по снижению основных затрат и увеличению доли доходов от неавиационной деятельности, но здесь присутствует свой сдерживающий фактор - отсутствие закона "Об аэропортах и аэропортовой деятельности".

Два года назад, на совещании в аэропорту "Минеральные Воды" Вы поручали Минтрансу подготовить проект ФЗ. На первоначальном этапе Минтранс оперативно создал рабочую группу по подготовке проекта закона (в составе 34 специалистов), проект был подготовлен и даже получил одобрение у аэропортов и авиакомпаний, но затем по причине "текущих дел" Минтрансом он как-то забылся и потерялся. А выполнение Вашего поручения было решено заменить ничего незначимыми поправками в "Воздушный Кодекс РФ".

Принимая во внимание вышеизложенное, Ассоциация "Аэропорт" ГА убедительно просит Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Минэкономразвития, Минтрансу и Минюсту России еще раз вернуться к ставкам арендной платы за земли с обязательным учетом принципа недопущения ухудшения экономического состояния каждого землепользователя.

Учитывая мнения аэропортов, убедительно просим рассмотреть предложения Ассоциации, а именно:
  • Отменить градацию аэропортов в зависимости от объемов авиаперевозок (менее 1 млн. пассажиров, от 1,0 млн. пассажиров и более, от 5,0 млн. пассажиров и более) и различие уровня ставок за земли, занятых отдельно под аэродромами и аэропортами.
  • Утвердить единую ставку в размере 0,05 руб./м2 за аренду земельных участков предоставленных (занятых) для размещения: аэродромов, технологических объектов (служб) аэропортов, ангаров, пассажирских и грузовых терминалов, посадочных площадок, вертолетодромов, радио и светотехнического оборудования и объектов Единой системы ОВД.
  • Подготовить, согласовать с заинтересованными ведомствами и общественными организациями (Ассоциациями) проекта ФЗ "Об аэропортах и аэропортовой деятельности" и направить его в установленном порядке в Государственную Думу РФ для рассмотрения и принятия.

От имени и по поручению аэропортов России.

С уважением, Генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" ГА В.И.Горбачев

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: