Домодедово добилось недосмотра
23 Май 2012 г.

Апелляционная инстанция поддержала отмену стопроцентного досмотра на входе в аэропорт

На прошлой неделе десятый арбитражный апелляционный суд подтвердил незаконность требования Ространснадзора по обеспечению на входе в здание аэропорта "Домодедово" стопроцентного досмотра всех лиц (по состоянию на январь 2011 года). Ведомству не удалось обжаловать решение нижестоящей инстанции, которое отменило предписание об усилении мер безопасности в аэропорту.

Усилить меры безопасности в аэропорту "Домодедово" Ространснадзор предписал после теракта 24 января 2011 года, когда террорист-смертник из Ингушетии Магомет Евлоев привел в действие в здании аэровокзала взрывное устройство, начиненное металлическими шариками. Тогда погибли 37 человек, и еще 117 получили ранения. На следующий же день ведомство провело комплексную проверку всех систем безопасности в аэропорту, и, согласно официальным заявлениям, обнаружило в них серьезные бреши. Кроме того, аэропорт подвергся критике экс-президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, который на расширенной коллегии ФСБ заявил, что в системе безопасности аэропорта была анархия. Он отметил, что по данным с места преступления видно, что "заходили (в аэропорт) из любых мест", а "контроль передвижения в лучшем случае был частичный и практически не распространялся на тех, кто встречает пассажиров".

В результате, на следующий же день было выпущено предписание по стопроцентному досмотру всех пассажиров уже на входе в аэровокзал. Тем временем, официальная позиция "Домодедово" заключается в том, что аэропорт не несет ответственности за произошедший взрыв. Как заявляли в пресс-службе, все требования авиационной безопасности, на тот момент, были соблюдены. Дело в том, что службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. "При этом в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово. Они работают в тесном взаимодействии с нашими службами безопасности", - гласило официальное заявление.

Таким образом, компании аэропорта "Домодедово" - ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити", ЗАО "Домодедово Пэссенджер Терминал" и компании Airport Management Company Ltd, занимающиеся, в том числе вопросами обеспечения безопасности аэропорта, оспорили в суде предписание Ространснадзора. И уже в ноябре прошлого года арбитражная инстанция Московской области отменила предписание Ространснадзора. Суд установил, что "действующее законодательство не предусматривает обязанность субъектов транспортной инфраструктуры или служб авиационной безопасности аэропортов по сплошному (100%) досмотру лиц" на входе в аэровокзал. Тем временем, юристы ведомства настаивали на правомерности предписания на основе того, что "рамка металлоискателя срабатывала, а люди свободно проходили в аэровокзал".

Кроме того, московский аэропорт пытался оспорить в Верховном суде РФ приказ Минтранса, установивший в феврале 2011 года требования по обеспечению транспортной безопасности в аэропортах. Спорным, по мнению "Домодедово", является четвертый раздел документа, где указано, что требования приказа - обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и физических лиц, находящихся на объекте.

Вполне понятно, что Ространснадзор и Минтранс хотят не усложнить, а обезопасить жизнь посетителей аэропортов. "Это нормальные меры по защите мест массового скопления людей, - рассуждает заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, - Можно сравнить аэропорты с концертными залами, например, там тоже приходится проходить через рамку. Вопрос только в том, насколько более или менее жесткими должны быть меры досмотра. Но, в принципе, система должна работать, и если в ней есть бреши, то имеет смысл усиливать безопасность". Аналогичную позицию исповедует и Росавиация, в которой считают, что вопрос авиабезопасности, жизни и здоровья людей, должен быть первостепенным. "Безусловно, задержки злят, а досмотры многим кажутся унизительными, но нужно понимать, что инфраструктура гражданской авиации - это крайне привлекательное для террористов место, - заявляет помощник генерального директора ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Андрей Прянишников. - Ради безопасности нужно чем-то жертвовать".

Нужно понимать, что теракт в "Домодедово" очень сильно ударил по отрасли: в последнее десятилетие на фоне усиления мер авиационной безопасности защита аэропортов "на передней линии" была отодвинута на второй план. И эксперты неоднократно говорили, что рано или поздно террористы обратят на это внимание. И напуганные терактом чиновники предпочли пойти по наиболее очевидному пути: стопроцентный досмотр. Даже несмотря на то, что в моменты пиковых нагрузок сложно досмотреть людей с вещами даже поверхностно. Для того, чтобы обосновать позицию по стопроцентному досмотру, в пример часто приводится аэропорт Бен-Гуриона в Израиле, который является практически крепостью с многоступенчатой системой защиты, где досмотр начинается еще за три километра до здания аэровокзала. Однако эксперты часто забывают, что даже в израильском аэропорту стопроцентный досмотр не практикуется: жители "святой земли" делают ставки на новаторский подход. В него входят такие меры, как предварительной сбор информации о пассажирах и наблюдение за аэропортом профессиональных психологов, которые могут распознать потенциального террориста.

Упростить меры досмотра пассажиров пытается и Международная организация воздушного транспорта IATA, где сейчас разрабатываются процедуры изменения досмотра. Сейчас организация проводит отладку таких методик, как, например, протокол "известный-неизвестный пассажир". Это позволяет проводить дифференцированный досмотр в аэропортах.

"Трудно сказать, как нужно менять систему безопасности, - рассуждает генеральный директор ассоциации "Аэропорт ГА" Виктор Горбачев. - Но в первую очередь, надо установить понятные и логичные досмотровые нормы". По его словам, сегодня в положениях и законодательных актах творится хаос. "Например, не существует положений, кого пускать, кого не пускать через рамки: классический вариант - охранники с личным оружием, - сообщает В.Горбачев, - У них есть удостоверения, и в аэропорт мы их пускаем. Понятно, что в "чистую" зону с оружием они не попадут, но в аэропорт - спокойно. В первую очередь сегодня нужно усилить меры безопасности не со стороны аэропортовых служб, а со стороны законодателей и силовиков".

Эксперты отрасли уверены, что обеспечивать безопасность в аэровокзалах должно государство, как минимум, за счет спецсредств, субсидий, профессионалов. "Понятно, что израильский аэропорт - самый безопасный в мире. Это обеспечено за счет того, что он находится в ведении государства, - рассуждает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" Леонид Шварц. - Конечно, мы, как коммерческие предприятия, не можем позволить себе технику за миллионы долларов без государственной поддержки, мы не можем себе позволить внедрять новые, совершенные технологии, приходится использовать то, что есть". В других аэропортах ситуацию стараются не комментировать, отмечая лишь, что сами видоизменять систему не планируют. "Мы в полной мере выполняем и будем выполнять предписания властей", - сообщает пресс-служба аэропорта "Кольцово".

Вполне понятно, что полностью избежать терактов невозможно. Рано или поздно брешь в системах безопасности найдется, особенно с учетом того, что в большинстве случаев в недосмотре виноват человеческий фактор. Однако определенного уровня защиты все-таки достичь реально. И для этого необходимо менять методики обеспечения безопасности. И, согласно, общему мнению, без участия государства это будет, по меньшей мере, проблематично.

Источник: АвиаПорт.Ru

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: