Россия начинает авиационную войну с Евросоюзом
22 Июнь 2012 г.

Похоже, в отношениях между Россией и ЕС в области воздушного транспорта реализуется худший из возможных сценариев.

Российские авиационные власти не предоставили финской авиакомпании Finnair дополнительные частоты для полетов по транссибирским маршрутам (ТСМ). Как сообщает издание AINonline, российские власти подтвердили, что Finnair была намеренно выбрана для наказания из-за дискуссии по поводу введения Евросоюзом системы торговли квот на выбросы парниковых газов (EU ETS), против которой выступает ряд стран, в том числе и Россия. Подобная политика будет продолжаться и в отношении других европейских авиаперевозчиков; следующей жертвой может стать SAS, поскольку сейчас продолжаются межправительственные переговоры о воздушном сообщении между Россией, Швецией, Норвегией и Данией.

Отказ предоставить новые частоты наносит серьезный удар по авиакомпании Finnair, которая строит свою стратегию на развитии азиатских перевозок, — но проблема гораздо масштабнее. Еврокомиссия уже высказала протест по поводу этого шага, заявив, что Россия нарушает обязательства, взятые на себя в рамках вступления в ВТО. Россия еще в феврале предупреждала о возможности пересмотра "Согласованных принципов модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов (ТСМ)", из-за того что ситуация изменилась, поскольку Евросоюз включил авиационную отрасль в систему ETS. В "Согласованных принципах" Россия брала на себя обязательство отказаться от компенсационных платежей за полеты по ТСМ, однако никакого нового механизма выделения и распределения частот заложено не было, что еще породит массу вопросов в ближайшие два года.

Однако одна очень важная проблема возникла уже сейчас. Фактически, европейские политики почувствовали себя одураченными. Был произведен справедливый размен: отказ России от платежей за ТСМ в обмен на вступление в ВТО. Свою систему ETS европейские политики тоже считают справедливой — в той мере, в которой другие страны создают собственные аналогичные системы (отметим, что все самые ярые борцы с EU ETS, за исключением России (США, Китай и Индия) работают над созданием подобных систем у себя, что позволит им в соответствии с п. 17 Директивы 2008-101-ЕС легально не участвовать в EU ETS). А Россия, вступив в ВТО, использует EU ETS как повод для отказа от своих обещаний. Подчеркнем, таково восприятие европейских политиков, и нам сейчас неважно, такова ли действительно позиция России. Важно то, что ответные меры последуют неминуемо, то есть начнется ужесточение отношений в области воздушных перевозок.

При этом рынок Европы для российских авиакомпаний — один из важнейших, а с учетом популярных туристических направлений в Турции и Египте (эти страны в значительной степени следуют в русле политики ЕС в сфере воздушного транспорта) — самый важный.

Замораживание отношений с ЕС, ограничения и санкции грозят российским авиакомпаниям гораздо большими убытками, чем платежи в рамках системы EU ETS (это связано не только с нынешней дешевизной квот, но и с выгодным географическим положением России: наши перевозчики оказываются в относительном выигрыше по сравнению с индийскими, китайскими и особенно американскими).

Таким образом, нынешнюю жесткую позицию России по отношению к EU ETS можно назвать, мягко говоря, рискованной. Хорошо, если остальные борцы — США, Китай, Индия и ряд других стран — сумеют добиться моратория на включение гражданской авиации в EU ETS (отменить эту директиву в разумные сроки в принципе невозможно). Тогда это будет победа, и Россия скажет, что тоже участвовала. Но если другие страны достигнут компромисса с Евросоюзом, Россия окажется крайней. Своей системы торговли квотами у нее не предвидится, а авиакомпании столкнутся как минимум с ограничением роста на важнейшем рынке.

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий.

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: