По мнению представителей РЖД, деньги можно привлечь через размещение инфраструктурных облигаций, кроме того, не исключен и кредит от ВЭБа
Новые железнодорожные пути от Москвы до аэропортов Внуково и Шереметьево могут построить в кредит. Как рассказал "Известиям" вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Мещеряков, на дополнительную инфраструктуру понадобятся десятки миллиардов рублей, которых у компании нет. Найти средства на увеличение объемов перевозок пассажиров до этих аэропортов в том числе за счет внебюджетного "возвратного финансирования" потребовал от РЖД и властей председатель правительства Дмитрий Медведев. По словам экспертов, чтобы занять такие суммы под строительство рельсового полотна, компании придется внести в залог часть имущества.
Требование Медведева вошло в перечень поручений, подготовленных по итогам рабочей встречи по вопросу развития Московского транспортного узла 11 января 2013 года. Как пояснил Мещеряков, компанией и властями будут обсуждаться различные возможности финансирования, среди которых привлечение инвестфондов и инфраструктурных облигаций.
- Это также может быть кредит ВЭБа или прямые кредиты, - пояснил он.
По словам начальника управления по взаимодействию с федеральными транспортными системами Министерства транспорта Московской области Дмитрия Матюхина, в 2012 году аэроэкспрессы довезли до Шереметьево почти 6 млн человек, а до Внуково - порядка 2 млн пассажиров.
Он отметил, что с введением в 2016 году новой линии до аэропорта Шереметьево от Ленинградского вокзала объем перевозок может увеличиться вдвое.
- Согласно проекту, путь будет поворачивать с основной линии Октябрьской железной дороги на аэропорт в районе Химок, - пояснил Матюхин. - Уже найден земельный участок в 120 тыс. кв. м, где должна расположиться станция Химки-2 с транспортно-пересадочным узлом, офисным центром и перехватывающими парковками на 5 тыс. машино-мест. Ведутся переговоры по оформлению земли.
Как рассказал источник в РЖД, объем перевозок до Внуково можно увеличить также примерно вдвое, если построить еще один дополнительный путь от станции Лесной городок до самого аэропорта.
- Подземный терминал аэропорта, принимающий составы, рассчитан на одновременное прибытие двух поездов, однако сейчас там используется лишь один путь именно потому, что отсутствует дополнительная линия от Лесного городка, - пояснил источник.
Источник в департаменте транспорта Москвы рассказал, что, по предварительным расчетам ведомства, на железнодорожную инфраструктуру по направлению на Внуково понадобится 50 млрд рублей.
- На этом направлении есть необходимость в большом количестве железнодорожных мостов, - считает он. Как пояснил собеседник "Известий", бюджетные средства на этот проект могут появиться лишь к 2020 году.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин полагает, что дополнительные пути до аэропортов необходимы.
- Сейчас аэроэкспрессы используются фактически на 100%, а в пиковые дни, к примеру в период снегопадов, поездов не хватает, - пояснил он. При этом, по его словам, инвесторы охотно вкладываются в вагонный парк или в строительство логистических терминалов, но не в рельсовое полотно, которое окупается слишком долго.
Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин полагает, что окупится подобный проект не раньше чем через 15 лет.
- Инвесторов РЖД под это строительство найти вряд ли сможет, а под инфраструктурные облигации нужны правительственные гарантии, которых, видимо, нет, - пояснил он. Гагарин уверен, что единственный выход для компании - инвестиционный кредит под жесткое обеспечение, а именно ликвидные залоги.
- Компании придется заложить имущество - составы, здания и сооружения на десятки миллиардов рублей, - пояснил он.
В пресс-службе Минтранса РФ, которому наряду с РЖД адресовано поручение Дмитрия Медведева, обещали, что оно "будет выполнено в срок до 11 марта 2013 года".
Отметим, что, по данным пресс-службы РЖД, согласованы расходы на развитие Московского транспортного узла на ближайшие три года. Строительство будет вестись на деньги компании, а также средства из московского и федерального бюджетов. На эти цели будет потрачено 26,3 млрд рублей в 2013 году, 19,6 млрд - в 2014-м и 22,6 млрд - в 2015-м. Объем инвестиционной программы компании в 2013 году должен составить 411,4 млрд рублей. В этом году РЖД также планирует выпустить инфраструктурные облигации на 100 млрд рублей.
Источник: газета «Известия»
Автор: Наталья Корчмарек
|