Правительство готовит Международный аэропорт «Шереметьево» к приватизации, планируя продать консолидированный пакет акций Московского авиатранспортного узла, в который также войдут аэропорты «Внуково» и, возможно, «Домодедово». Однако объединить активы законными способами в настоящее время не представляется возможным. Поэтому влиятельные финансовые группы, стремящиеся прибрать аэропорт к рукам, похоже, готовятся к недружественным методам «слияния и поглощения».
1 декабря 2012 года в обстановке повышенной секретности на должность замов генерального директора Международного аэропорта «Шереметьево» М.Василенко были назначены сразу три кандидата: Сергей Ярышев, Александр Олейник и Александр Ильин. Длительное время руководство аэропорта скрывало информацию о произведённых кадровых назначениях. Официальные объяснения последовали лишь после того, как в прессе появились первые публикации, построенные в большей части на догадках и предположениях.

«Эффективные менеджеры» ОАО МАШ «Шереметьево»: А.Ильин, А.Олейник и С.Ярышев
В совете директоров аэропорта принятые кадровые решения объяснили необходимостью усиления команды для реализации масштабных инвестиционных программ, связанных с возможным объединением «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» в одну управляющую компанию. Предложения о назначении замов внес на совет директоров гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко. Однако, как следует из его комментария, данного в прессе, подбором кандидатов занимался не он.
«Усиление команды разделяю, - прокомментировала независимый директор, и тут же, будто оправдываясь, добавил: вопрос подбора команды – это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора».
Уточним, комитет по кадрам и вознаграждениям совета директоров МАШ «Шереметьево» (в то время) возглавляла Зумруд Рустамова, замгендиректора компании «Полиметалл» - одной из ведущих золотодобывающих компаний в России - и супруга вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего в правительстве Дмитрия Медведева транспорт. Официально Дворкович не занимается вопросами Московского авиационного узла, но до недавнего времени сохранял влияние через свою супругу, которая профессионально заседает в советах директоров многих компаний и является многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова.
Между тем, интрига, связанная с назначением в управление Международного аэропорта «Шереметьево» трёх новых менеджеров - Александра Ильина, Сергея Ярышева и Александра Олейника начинает приобретать всё более отчётливые и понятные очертания. Дело в том, что согласно последним требованиям первого лица государства, план объединения активов московского авиатранспортного узла должен быть готов до 1 июня текущего года. Как пишет «Газета.ру», «на консолидированный бизнес в рамках приватизации будут претендовать структуры предпринимателей Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько - партнеров по инвестгруппе ТПС». Изначально предполагалось, что консолидация произойдет уже к концу 2012 года. Но процесс затянулся, пишет сетевое издание. В июне 2012 года гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко пояснял, что консультант по объединению выбран (компания A.T.Kearney) и приступил к работе. «График объединения сейчас составляется, и, думаю, если все пойдет в таком темпе, то в начале 2013-го или до середины года объединение произойдет», - сказал Василенко.
Однако генеральный директор ОАО «МАШ» данное обещание не выполнил. В сентябре того же года источник во Внуково говорил, что «по теме объединения с Шереметьево вообще ничего толком не происходит».
Сейчас, по данным источника, близкого к Шереметьево, нет не только плана консолидации, но и четкого задания, по которому должны работать консультанты из A.T.Kearney. Проблема состоит в том, что законными методами объединить активы московского авиатранспортного узла не представляется возможным, в виду слишком большого количества частных (неподконтрольных государству) компаний, обеспечивающих процесс воздушного сообщения.
Между тем, консолидированные активы Шереметьево и Внуково, на которые положили глаз структуры, принадлежащие Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, представляют слишком лакомый кусок, от которого трудно отказаться. Ведь это не только высокорентабельный бизнес, который может им достаться после приватизации и полного выхода государства из объединенной аэропортовой компании к 2016 году, но и небезынтересный иностранным инвесторам стратегический объект, обеспечивающий транспортную безопасность страны. А это значит, что в ход могут пойти подзаконные методы, так называемого, «недружественного поглощения», на которых в своё время специализировалась новая команда менеджеров, вошедших в декабре 2012 года в управление ОАО «МАШ».
Так, например, хорошо известна деятельность Сергея Ярышева в Новороссийском морском торговом порту, где он (отстаивая интересы своего «патрона» - бизнесмена Александра Пономаренко) принимал непосредственное участие по смене власти внутри этого предприятия. В результате, Александра Пономаренко, имевший до того лишь 10% акций порта, получил полный контроль над ним, после чего порт был продан.
Александр Павлович Олейник, занимающий сейчас в «Шереметьево» должность заместителя гендиректора по экономике и финансам – фигура менее освещенная в СМИ. Однако и у него нашлись «рейдерские» связи. Дело в том, что «Русский банк развития», в котором Олейник занимал пост, имеет прямое отношение к компании «Нерль», известную в свою очередь как черный рейдер.
Таким образом, как минимум, двое представителей новой команды менеджеров аэропорта «Шереметьево» имеют прямое отношение к рейдерских захватам. При этом в ОАО МАШ не отрицают, что эти люди призваны для того, чтобы решать задачи по приватизации аэропорта Шереметьево и объединению его с Внуково.
Интересно, знают ли глава государства Владимир Путин и председатель правительства Дмитрий Медведев, о том, какими методами предполагается выполнять сформулированные ими задачи по созданию современного международного хаба?
Хаб на кулаке, создающийся ребятами с битами и факелами, - это, конечно, хороший сюжет для второсортного боевика начала 90-х, но никак не программа модернизации авиатранспортной отрасли.
Ольга Синицына
"CIVITAS – вестник гражданского общества"
|