Стройку возле аэродромов придется согласовывать с Росавиацией. Соответствующее предложение Минтранса было рассмотрено и принято к сведению правительством РФ. Инициатива поможет защитить аэропорты от произвола застройщиков и разгрузить подъездные пути к воздушным гаваням МАУ.
Проект федерального закона, направленный на повышение уровня авиационной безопасности и улучшение контроля за строительством вблизи аэродромов был рассмотрен на заседании правительства на прошлой неделе. Проект разработан министерством транспорта и предполагает внесение изменений в статью 46 Воздушного кодекса РФ. Когда и если предложения Минтранса приобретут силу федерального закона, строительство в пределах приаэродромной территории придется согласовывать не только с собственником аэродрома, как того требует нынешнее законодательство, но и с Росавиацией.
Кабинет министров решил принять к сведению доклад министра транспорта РФ Максима Соколова по данному вопросу и поручил Минтрансу и Минэкономразвития дополнительно проработать проект закона с учетом состоявшегося обсуждения и внести на рассмотрения согласованные предложения двух ведомств в двухнедельный срок. Об этом говорится на официальном сайте правительства.
Авторы инициативы полагают, ее принятие целесообразно, так как строительство, ведущееся на приаэродромных территориях, отрицательно сказываются не только на безопасности полетов но и на комфорте жителей близлежащих населенных пунктов. "В настоящее время имеют место случаи проектирования, строительства и развития городских и сельских населенных пунктов, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов страны, оказывающих негативное влияние как на деятельность аэродромов в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, так и на жителей этих населенных пунктов в части шума, эмиссионных выбросов, электромагнитного излучения и так далее", - говорится на сайте правительства.
Представители московских аэропортов сошлись во мнении, что сама по себе застройка безопасности аэропорта и полетов воздушных судов не угрожает. Зато "угрожают" разгневанные местные жители, которые впоследствии предъявляют множественные претензии аэропортам и требуют реорганизации воздушного движения в зоне их проживания. Так, например, ссылаясь на исследования ЗАО "Центр экологической безопасности гражданской авиации", представители аэропорта "Внуково" ранее заявляли, что в зону санитарного разрыва полностью попадают более 170 населенных пунктов и частично более 20.
В нынешнем виде Воздушный кодекс предписывает согласовывать застройку на приаэродромных территориях только с собственником аэропорта. Однако, как заявляют представители аэропортов МАУ, соответствующие документы оформляют далеко не все застройщики. Кроме того, в настоящее время аэропорты не имеют отлаженного юридического механизма воздействия на застройщиков и не в силах контролировать законность строительства. Не обладая контрольно-разрешительными функциями, аэропорты не в силах противодействовать девелоперам. Жалобы жителей при этом получают именно аэропорты. Представитель "Внуково" подчеркнул "АвиаПорту", что многие жители близлежащих населенных пунктов являются сотрудниками аэропорта.
"Конечно, мы рады такой инициативе. Мы не орган государственной власти и не можем повлиять на застройщиков, а жители недовольны. Аэропорт существует уже 73 года. Это застройщики не соблюдают нормы строительства", - говорят во "Внуково".
Аналогичной точки зрения придерживаются в "Шереметьево": "С точки зрения безопасности полетов нет претензий. С точки зрения комфорта проживания в близлежащих населенных пунктах - есть ряд проектов, которые вызывают вопросы", - поделился представитель аэропорта "Шереметьево". По его словам, аэропорт также заинтересован, чтобы проекты застройки близлежащих территорий согласовывались с Росавиацией.
Представитель Росавиации отметил, что пока никаких распоряжений на этот счет ведомство не получало, но, в случае получения соответствующих полномочий, готово заниматься согласованием строительства.
По оценкам экспертов, имеющиеся сегодня правила застройки приаэродромных территорий и так достаточно жесткие в сравнении с европейским или американским, например, законодательством. Строже, чем в западных странах, регламентированы высотность застройки, допустимый уровень шума и виды использования. Вопрос, как обычно, в соблюдении этих регламентов. На рынке вспоминают случай когда контролирующие органы не согласовали постройку торгового центра вблизи аэропорта "Внуково", не говоря уже о жилищном строительстве.
Предложение Минтранса может помочь разгрузить подъездные пути к аэропортам, считает начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. "Проблема прилегающих к аэропортам земель - очень сложная транспортная ситуация. Каждое новое здание может ухудшить дорожную ситуацию", - говорит эксперт. Но этого может не произойти, если под контролем Росавиации застройщики будут соблюдать все имеющиеся градостроительные нормы.
Ранее вопрос влияния застройки приаэродромных территорий на состояние подъездных путей к аэропортам поднимался в Дирекции московского транспортного узла. Комментируя ситуацию с дорогой к аэропорту "Шереметьево" первый заместитель директора дирекции Виктор Еремин отметил, что из-за постоянно ведущегося строительства подъездные пути к аэропорту интегрируются в улично-дорожную сеть близлежащих населенных пунктов, что, во-первых, затрудняет доступ к аэропорту, во-вторых, не дает экспертам возможности грамотно оценить пропускную способность дорог и, соответственно, рассчитать возможные варианты доставки в аэропорт пассажиров.
Наименее остро проблема застройки приаэродромных территорий стоит в тех регионах, где эти работы ведет тот же инвестор, который занимается строительством и реконструкцией аэродрома, говорят эксперты. Кроме того, по оценкам специалистов, не вызывают вопросов построенные вблизи аэропортов офисные и производственные помещения.
Источник: Екатерина Тропова // АвиаПорт.Ru
|