Крупнейшие российские авиакомпании начали ограничивать агентские продажи билетов на Украине. Представители агентских сетей уверены, что перевозчики просто хеджируют свои риски на фоне падения курса гривны. Эксперты рынка более радикальны в оценках и утверждают, что авиакомпании опасаются падения банковской системы страны в целом.
Крупнейшие российские авиакомпании начали ограничивать продажи своих билетов на Украине. Так "Аэрофлот" ввел дополнительный сбор при продаже билетов в соседнее государство с пунктом начала перевозки за пределами Украины. S7 запретила украинским агентам продажу билетов, в которых нет участков Киев - Москва, Одесса - Москва или Симферополь - Москва (копия информационного письма есть в распоряжении редакции — прим. "АвиаПорт"). Введение аналогичных мер подтвердили "АвиаПорту" и в "Трансаэро". Кроме того, источник на рынке сообщил о том, что такие же действия предпринял "ЮТэйр", однако пресс-секретарь компании Елена Галанова эту информацию опровергла. "Мы работаем с украинскими агентами через Транспортно-клиринговую палату и таких ограничивающих мер ввести не можем", - сказала она.
В авиакомпаниях причины введения такого ограничения связывают с резким падением курса гривны. "Курс доллара против гривны в среду растет повышенными темпами на фоне обострения противостояния радикальных сил от оппозиции с силовиками Украины, и уже подскакивал до 9,1 гривны за доллар на украинском межбанковском рынке против 8,88 гривны на вечер вторника (на 3,4% за день)", - сообщает ИТАР-ТАСС. "В связи со снижением курса гривны в последнее время наметился дисбаланс в сторону продаж перевозок через BSP Украины, что наносило ущерб российской агентской сети, - гласит официальный ответ пресс-службы "Трансаэро" "АвиаПорту". - В этой связи авиакомпания в целях защиты своих интересов и минимизации рисков деятельности ввела ограничения на продажу украинскими агентами перевозок, в которых отсутствует сегмент перелета между Украиной и Россией". Кроме того, был предпринят ряд других мер по стабилизации ситуации на рынке, сообщил источник в компании, не уточнив, что конкретно было предпринято. В S7 и "Аэрофлоте" ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.
Представители агентских компаний так же считают, что у нынешней ситуации подоплека в первую очередь экономическая. "Все российские авиакомпании начали бояться за выручку, которая падает с падением курса гривны, - считают в компании Biletix. - Валютная ситуация на рынке непростая, и компании стараются хеджировать свои риски в краткосрочном периоде, либо ограничив объемы продаж через украинские пульты (через русские возможность выписки сохраняется), либо увеличив свои доходы от таких продаж, как, к примеру, "Аэрофлот". В компании так же уточняют, что в последний месяц наблюдался обратный процесс: ослабление рубля привело к всплеску выписок билетов через украинские агентства: за счет курсовой разницы можно было получить определенную выгоду.
Ряд экспертов на рынке, тем временем, считает, что ситуация намного серьезнее, чем декларируют перевозчики и агенты. "Дело вовсе не в хеджировании рисков, а в опасении остановки банковской системы Украины в целом, - считает заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - Застраховаться от этого нельзя, авиакомпании пытаются максимально ограничить продажу билетов, связанную с расчетами через украинскую банк систему". Он отмечает, что если в ближайшее время рейтинг страны будет понижен с сегодняшнего 3С- с негативным прогнозом до 2С, что означает вероятность дефолта, банки Украины окончательно потеряют возможность привлекать средства. С учетом активного вывода жителями страны средств из финансовой системы Украины такая ситуация становится все реальнее, считает аналитик, называя предпринятые авиакомпаниями меры "слегка запоздалыми".
Источник: Ник Маркин // АвиаПорт.Ru
|