Прощай Шереметьево |
15 Декабрь 2014 г. |
Мне хотелось бы рассказать о том, что происходит сейчас с аэропортом Шереметьево, местом, которое я называю своим даже не вторым, а первым домом. Я не хочу тратить твое, уважаемый читатель, время на описание своей заурядной и неинтересной фигуры, поэтому пожалуйста, просто поверь в то, что Шереметьево прочно заняло место где-то в глубине моего сердца. Как не любить аэропорт? Это же поразительное место, сосредоточение гаммы людских эмоций, тяги человечества к небу, радости встреч и светлой грусти временных расставаний. А на самолеты можно смотреть вечно – взлет, посадка, набор высоты, даже обыкновенная буксировка гордого технологичного красавца каждый раз вызывает трепет. Аэропорт, позволяющий кормить семью и достойно жить – место, ставшее любимой работой одного из тысяч его сотрудников. Впрочем, в скором времени все может измениться, ибо Шереметьево сейчас – это больной, у которого диагностировали неоперабельный рак. Сам пациент еще может передвигаться, и, если будет крепиться, то окружающие не сразу заметят страшные изменения – о смертельном диагнозе знают только приближенные люди. Так получилось, что я как раз и стал одним из таких приближенных – совершенно случайно. Начало пути в пустоту Болезнь аэропорта, по моему скромному мнению, началась еще давно. Я не хочу углубляться в дебри, тем более что ни в советское время, ни в страшные девяностые годы, когда в смертельной лихорадке, в ознобе билась вся страна, Шереметьево не было так близко к краху. Да, поверьте, тогда в Шереметьево было очень много проблем – но они, пусть и далеко не сразу, но решались. Аэропорт развивался, народ осваивал новые формы собственности и ведения бизнеса, в Шереметьево, в принципе, можно было зарабатывать неплохие деньги. Вроде что-то там строилось, на какие-то проблемы никто не обращал внимание, но (скорее вопреки, чем благодаря) – жизнь текла своим чередом. Страшный, практически незамеченный удар замедленного действия был нанесен, как мне кажется, году в 2011 – когда на самом высоком уровне было принято решение о необходимости приватизации аэропорта. Шереметьево притихло – любой житель России, в здравом уме и трезвой памяти помнящий события 90-х годов, понимал, что это значит. Лакомый кусочек, приносящий постоянную прибыль, государство собиралось кому-то отдать. «И что?» – спросит читатель, и будет совершенно прав. Ведь есть же частное Домодедово, вполне успешно функционирующее. Есть, тут не поспоришь, однако мои опасения касаются совершенно другого, не связанного с формой собственности, а именно – того, кому предназначается родной аэропорт, и с какой целью новый собственник будет его использовать. Вы наверное скажете, что частник будет развивать аэропорт и получать с него регулярную прибыль? Наивные люди! Большой бизнес в России так не делается, это слишком сложно. Никогда бывший спортсмен, учитель физкультуры, крышевавший лотки с овощами, а затем волшебным образом вошедший в большой бизнес, не сможет разобраться в том, как надо развивать настолько сложную структуру. Мы живем не в популярных сериалах и фильмах, где бывшие отморозки остепенились и стали мудрыми, уважаемыми людьми в больших кабинетах и костюмах от Гуччи. Костюмы и кабинеты – да, есть. Вот только повадки и уровень развития интеллекта остался там, среди пыльных лотков, покореженных «лупастых» БМВ и цветастых спортивных штанов (простите за такой на первый взгляд наивный и стереотипный пример. Увы, мне в этой истории есть на кого кивать). В конце 2012 года в интернете появились сведения о новых людях, вошедших в топ-менеджмент Шереметьево. Среди них был Сергей Ярышев, окончивший в свое время высшую школу КГБ СССР – человек, для аэропортового бизнеса необычный. Впрочем, опыт работы с портами у него имелся – если верить сообщениям прессы, именно при нем состоялся успешный передел собственности в новороссийском морском торговом порту, который перешел в собственность украинских олигархов Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. Люди, увлекающиеся практикой слияний и поглощений, заговорили в кулуарах о том, что и аэропорт по той же схеме уйдет украинцам и их давнему покровителю Аркадию Ротенбергу. 22 февраля 2013 года на сайте «Газета.ру» появился материал под заголовком «Узел Ротенберга», в аннотации которого говорилось: «Владимир Путин требует ускорить объединение аэропортов Шереметьево и Внуково. Предложения должны быть представлены до 1 июня, следует из поручения президента правительству. На консолидированный бизнес в рамках приватизации будут претендовать структуры предпринимателей Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько — партнеров по инвестгруппе ТПС, говорят источники. В правлении Шереметьево уже работают связанные с ними менеджеры» http://www.gazeta.ru/business/2013/02/22/4978533.shtml Кажется, именно в это время впервые открыто начали говорить про передачу аэропорта структуре Ротенберга – кипрской компании «TPS». И вот тут – узнав, что аэропорт приватизируют через оффшор – я и поставил на нем крест. Если тебе, дорогой читатель, не понятно, почему именно этот момент стал переломным – постараюсь объяснить. Тонкая грань, за которой исчезает совесть Оффшоры, по сути своей, применяются для достижения двух целей. Во-первых – для ухода от налогов, ведь олигарх уровня Ротенберга – всегда глобалист, преследующий личные цели. Любая копейка, ушедшая в бюджет государства, по его мнению является невосполнимой потерей. Таким людям институт государства и сувернитета не нужен – серьезные люди сами разберутся, какой кусочек пирога – мирового богатства – кому достанется. Ну, либо наоборот – пусть государство будет представителем их интересов, с аналогом крепостного права (сейчас, конечно, его так просто не восстановить, разве что институт потребительского кредитования поможет). Но в таком случае, опять же, никаких налогов не должно быть, сами понимаете. Не стоит забывать и о второй причине – уходе от ответственности. Реальный владелец Домодедово показал этот трюк на всю Россию. Не так давно глава СК РФ господин Бастрыкин признался, что истинного собственника так и не нашли. Каменщик это, или нет – никто не знает. То есть не так – все, конечно, знают, но официально привлечь к ответственности никого нельзя. Ясно вам, ребята? Делай с Домодедово что хочешь – никаких проблем не возникнет. Так вот, дорогой читатель, надеюсь ты согласишься с моим выводом – тот, кто хочет работать и получать выгоду, не будет загонять свое дело в оффшоры, ибо не так уж это и безопасно (все помнят проблемы с оффшорами из Кипра? Готов поспорить, господин Ротенберг немало нервных клеток убил после той истории). Оффшор – это служение новому порядку, озвученному некогда господином Полонским – «У кого нет миллиарда – тот может идти в ж***» (извините, но из песни слов не выкинешь, да и разве можно сказать точнее?). Увести пару миллионов на остров Мэн – это как поклониться золотому тельцу, своего рода клятва верности. По поводу поклонения тельцу – возьмем часть бизнеса Ротенберга в Шереметьево – приобретенный им грузовой терминал, который сначала имел название «Аэропорт Москва», затем, уже при новом собственнике, был переименован в «Грузовой комплекс Шереметьево», и уже через небольшой промежуток времени получил новое название – «Москва Карго». Лихорадочная смена названий (влекущая за собой, между прочим, определенные расходы – замену договоров с контрагентами, изменение сайта, внесение изменений в учредительную документацию, вывески всякие…) закрывает собой более значительный акт – оффшоризацию грузового терминала – ведь он куплен Ротенбергом и двумя его украинскими друзьями через совместную кипрскую «TPS Avia Holding». Самое забавное, что трое друзей купили грузового оператора у компании «Интерпорт» (созданная компанией «Интеррос» В. Потанина), которая сама управляется кипрской «Cleton Investments Ltd». Так что можно изменить название еще хоть десять раз – все равно от этого суть данного актива не поменяется. Разумеется, все прекрасно понимают, что таким образом будет управляться и Шереметьево в целом. Но я отвлекся. Что же было дальше? Никто из приближенных к аэропорту не удивился, когда кипрскую компанию Ротенберга «TPS» избрали стратегическим инвестором аэропорта. Какое прелестное словоблудие – стратегический инвестор. Теоретически – это тот, кто будет вкладывать деньги в развитие актива, а затем на протяжении нескольких лет получать с этого прибыль. Тратишь средства – развиваешь инфраструктуру – отбиваешь затраченное и получаешь прибыль, все довольны и счастливы, ну просто волшебный мир с бабочками и единорогами. Но реальность, как всегда, грубо ткнула лицом в факты, и информация о подробностях сделки раздавила все соображения о взаимной выгоде напрочь. Нет тут взаимной выгоды, есть только один большой гешефт для серьезных людей. Схема оказалась проста и красива, как автомат Калашникова – трое олигархов вкладывают в общую компанию свой бизнес – мелким его, конечно, язык не повернется назвать – там аж и реклама, и парковки, дьюти-фри (забавно, что популярное английское название, в какой то мере идеально подходит нашим «друзьям». Я знаю, что Duty free переводится как «беспошлинный», но теоретически этот термин можно перевести как «свободный от Долга». Такой вот милый символизм) и даже грузовой терминал. Весь этот серьезный бизнес вкладывается в общую с государством компанию. Государство, чтобы не ударить в грязь лицом и хоть как то возместить серьезным людям вложенные парковки и пр., вкладывает от себя один из лучших аэропортов России (помните мультик про вершки и корешки? Не знаю, почему-то вспомнился). И… «Создание двух СП «Международный аэропорт Шереметьево» и TPS Avia Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько при консолидации активов аэропорта приведет к потере контроля государства в МАШ. Об этом сообщило агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в Росимуществе и источник, близкий к совету директоров аэропорта» http://www.newsru.com/arch/finance/10dec2013/sharik_rotenberga.html Как то так получилось, что парковки и столбики с объявлениями (утрирую конечно, простите – серьезный же бизнес) вышли дороже, чем инфраструктура лучшего в Европе (был недавно какой-то конкурс) аэропорта. Я бы тоже, если честно, не отказался поменять свои гараж и квартиру на, к примеру, Спасскую башню, если уж, по мнению нашего правительства, это равноценный обмен. Но такие трюки, к сожалению, удаются только Аркадию Ротенбергу. Помните прекрасный момент из повести о Ходже Несреддине, когда лукавый писарь, заменив «озеро и прилегающий к нему дом» на «дом, с прилегающим к нему озером», на порядок снизил стоимость актива? Так что я не удивлюсь, если нас заверят через какое-то время, что Ротенберг, Пономаренко и Скоробогатько (кстати, депутат Единой России – какое превосходное и пикантное сочетание депутатского кресла, изъятого в 91-м году пистолета «ТТ», отсутствия изданных законопроектов за долгое время службы стране в рядах КПРФ, ЛДПР и ЕдРа, кипрских оффшоров и списка Forbes) только потеряли с приобретением Шереметьево, и им, несчастным, необходимо все это компенсировать, как и потерянные в Италии виллы. Простите за циничное предположение, но именно для этого – и никто меня не переубедит – государство оставит себе частичку доли аэропорта. Даже официальные лица признают, что повлиять на работу Шереметьево после слияния с парковками оффшорного депутата и двух его друзей будет невозможно. Тогда зачем доля? Глупый вопрос – ведь это великолепный и легальный канал для вливания бюджетных денег в аэропорт. Слышал я уже о такой схеме от серьезных людей – когда актив ставится на государственный баланс, а прибыль получает частный собственник, но содержать, ремонтировать и модернизировать то должно государство! И это не просто слова. Не так давно мне на глаза попались две новости – одна о том, что третья взлетно-посадочная полоса обойдется бюджету (не частнику) в 35,5 миллиардов рублей, и это при том, что государство ни копейки не получит с аэропорта, который будет отдан оффшорному частнику. И вторая новость, сквозящая между делом в сообщении о возможном дерегулировании тарифов в московских аэропортах – о том, что операторы аэропорта заключат концессионные соглашения с государством на аэродромное имущество на 49 лет, а Домодедово – аж до 2073 года (неплохо для аэропорта, хозяина которого четыре года не может найти следственный комитет). При этом подразумевается, что аэродромная инфраструктура перейдет к оператору аэропорта в долгосрочное пользование за красивые глаза, без денежной платы. Правда, оператор обязан будет ее поддерживать в должном состоянии, и вроде как даже развивать… Мне лично очень не нравится такая постановка этого вопроса, ведь цель частного собственника – получение прибыли, а поддержание и развитие всяких там рулежных дорожек прибыли не способствует. Лишь бы особо не разбивались самолеты. Да и не очень связано логически это обязательство по поддержанию с 35 миллиардами государственных денег. Ошибка, по моему скромному мнению, заложена в самой идее – передаче аэропорта частному монопольному собственнику. Вроде все экономисты согласны, что монополия – зло для экономики, так как может устанавливать не подкрепленные объективными факторами цены на продукты и услуги, а также не имеет мотивации на развитие бизнеса. Вместо создания, к примеру, разноплановой инфраструктуры и передачи ее в аренду с обязательным контролем главным оператором, несущим ответственность за состояние безопасности в аэропорту, все просто уйдет сначала Ротенбергу через Кипр, а затем, возможно – какому-нибудь третьему лицу, о чем мы с вами не узнаем никогда. Все также будут ставиться задачи президентом или премьером – «разобраться», все также глава Следственного комитета будет разводить руками, сообщая, что невозможно установить реальную структуру собственников аэропорта, так как она скрыта вне российской юрисдикции… Я уже говорил в начале, что олигархи – это нечто обособленное от остальных людей. Американец, украинец, француз – не имеет никакого значения. Идет война? Непринципиально! Страдают твои сограждане? Нет у меня сограждан, мои сограждане – те, у кого есть миллиард, остальные могут… Делать то, что им заблагорассудится. Помните Генри Форда? Легендарного прародителя крупнейшей автомобильной компании, который союзников снабжал самолетами и двигателями, а Роммеля – бронетранспортерами. Я уже не говорю про известное всеми спонсирование еврейскими миллиардерами того же Гитлера – понимаете, к чему я клоню? Поэтому ничего удивительного нет в связи Ротенберга и двух его украинских друзей с украинским же олигархом Д. Фирташем, и, в свою очередь – с олигархом Петром Порошенко. Если уж Рокфеллер Гитлера спонсировал – то почему бы Ротенбергу не пообщаться с Порошенко в приватной обстановке? Это же практически как родственники, да и общие интересы есть – например, торговый центр Ocean Plaza. Вроде как Ротенберг оттуда вышел… Но двое других, кажется, остались. Так оно, или нет – точно мы не узнаем, ибо оффшоры на то и созданы, чтобы плебс помалкивал в неведении. Скоро так же помалкивать будем и про Шереметьево. Но даже не это стало причиной моей депрессии. Ведь ничего нового я не сообщил, все вышесказанное прекрасно известно даже обычным людям, интересующимся состоянием дел в аэропорту. Самое обидное – что никому до этого нет дела. Аэропорт просто уйдет – может он и останется с виду таким же, как был (на определенное время, разумеется), но изнутри начнет гнить. И когда сгниет полностью, именно государству придется его восстанавливать, ибо к тому времени, спустя несколько перепродаж между Кипром, Британскими виргинскими островами и набирающими популярность Гонконгскими оффшорами, найти собственника будет уже невозможно. Это понимают все, но ни ситуация на Украине, ни подъем патриотизма, ни Крым, ни экономическая война не могут повлиять на твердолобое решение подарить Шереметьево. Поэтому так грустно в последнее время смотреть на взлетающие и садящиеся самолеты, которые скоро будут садиться на кипрскую землю. |