Электронный замок границы |
17 Апрель 2009 г. |
Новизна была в том, что функционировавшие до создания Агентства пограничные пункты пропуска через государственную границу РФ, ранее представлявшие лишь место не всегда корректного и не всегда слаженного взаимодействия сотрудников пограничных органов, ФСБ, МВД, Минтранса поочередно играющих главенствующую роль в управлении этими самыми пунктами, теперь получали управляющий и координирующий орган – Агентство, подчиняющееся непосредственно Правительству РФ. Бюджет федеральной целевой программы «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)» впечатляет: уже освоено 14,6 млрд руб, в 2009 году планируется выделение из бюджета еще 12,4 млрд руб. Цель программы – обеспечение безопасности государственной границы на фоне ее прозрачности. Методами достижения цели в этом случае станут не только человеческий фактор, но и оснащение пунктов пропуска современным оборудованием и широкое использование электронного документооборота. Контроль в пунктах пропуска по принципу «одного окна», определенный в ноябре 2008 года Постановлением Правительства РФ № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», может стать действительно эффективным только при применении электронных регламентов и процедур, ускоряющих процесс таможенного оформления грузов и обеспечивающих безопасность и качество всего процесса грузоперевозок. Применяемое во всем мире электронное декларирование и предварительное информирование наконец начинает набирать обороты и в России. «Мы обязаны работать в таком режиме, чтобы наш таможенный язык сочетался с языком наших торговых партнеров. Без предварительного информирования и электронного декларирования здесь не обойтись. В мировой торговле устанавливаются новые стандарты безопасности, которые сидят на электронике. И к этому нужно адаптироваться», - еще в 2005 году заявлял заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко, отвечая на вопрос о необходимости перехода к электронному документообороту в таможенной сфере. Информационно-логистический центр «Аэроград», работая в сфере грузовых авиаперевозок долгое время, почти десять лет назад вышел с предложением к Шереметьевской таможне о внедрении разработанных им информационных систем, которые не только способны обеспечить процесс управления грузовыми перевозками и гарантировать постоянный учет и контроль груза, но и обеспечить безопасность, эффективность и качество всего процесса путем осуществления поддержки информационного обмена между заинтересованными сторонами. Информационный обмен доступен в удаленном режиме, и не только позволяет всем участникам ВЭД повысить эффективность деятельности и заметно сократить расходы, но и обеспечивает предварительное информирование администрации пунктов пропуска через государственную границу РФ и взаимодействие с таможенными органами. Доступ в информационные системы осуществляется через Интернет – а именно на него сегодня государством возложены большие надежды. «Человек должен иметь возможность послать налоговую декларацию и заключить договор, не выходя из дома», – поставил недавно задачу министр связи и массовых коммуникаций И.Щеголев. «И задекларировать груз» - добавляют специалисты ИЛЦ «Аэроград». Дать возможность участнику внешнеэкономической деятельности, не покидая своего дома или офиса, получить авторизованный доступ к набору информационных пакетов, обеспечивающих оптимизацию транспортных процессов – одна из основных, успешно решенных, задач ИЛЦ. Услуга предварительного информирования, поддержанная специально разработанными уникальными информационными системами, предоставляет возможность агенту и его клиенту в целях упрощения формальностей при оформлении груза заблаговременно информировать госорганы, а сотрудникам пункта пропуска и представителям госорганов, отвечающим за контроль и защиту государственных интересов, заранее получить информацию и документы о пассажирских и грузовых перевозках в электронном виде. (Кстати, упоминая агентов, необходимо отметить, что понятие «агент» (посредник) часто употребляется с негативным смыслом, но при нормально функционирующем рынке агенты нужны, необходимы – просто они должны нести ответственность и быть законно управляемы.). Информация доступна всем заинтересованным государственным органам, не требует дублирования в иных системах, определяет возможные риски и способствует эффективной деятельности по предотвращению актов незаконного вмешательства. А главное, предоставляет возможность выявления несоответствия в информации декларирования за рубежом и в РФ. Система взаимодействия с таможенными органами позволяет осуществлять оперативное таможенное оформление товаров с объединением нескольких этапов документального оформления при полном сохранении качества проводимых таможенных операций. Результат - минимизация бумажных документов, снижение финансовых затрат, связанных с таможенным оформлением, комплексный контроль перевозок, упрощение и оперативность таможенного оформления, увеличение пропускной способности пунктов пропуска. И, что немаловажно для страны, и что постоянно подчеркивает Президент – ограничение возможностей и пресечение деятельности коррупционеров! Предложенные системы были положительно оценены не только сотрудниками Шереметьевской таможни, но и представителями всех госорганов в пограничном пункте пропуска в аэропорту Шереметьево – пограничной, ветеринарной, фитосанитарной, миграционной службами. На сегодняшний день проект ИЛЦ «Аэроград» уже обслуживает локальную группу предприятий, а специалистами центра постоянно ведутся работы по его модернизации и усовершенствованию – разработана и внедрена на предприятиях авиатранспортного комплекса система управления рисками, модель управления предприятием, концепция информационного-логистического оператора, основанная на применении электронных регламентов и электронных процедур. Сегодня, спустя десять лет, когда руководство страны констатировало готовность к внедрению новых методов управления и контроля, информационно-логистический центр «Аэроград» открыт для сотрудничества, собираясь направить в ближайшее время свои предложения по применению разработанных схем взаимодействия и информационных систем в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации – ведь несмотря на то, что изначально разработки предназначались для использования на предприятиях аэропортовой структуры, очевидна возможность их применения на любом виде транспорта, а оперативная информация, накапливаемая в технологическом комплексе, может быть с успехом использована государственными администрациями всех уровней для решения задач контроля над процессами ВЭД и управления безопасностью транспортных потоков в стране. В.В.Воронин |