"Аэроград" - В российском законодательстве нет понятия «инновации» или «инновационные предприятия». Этот пробел не позволяет предприятиям, которые производят инновационную продукцию или разрабатывают новые технологии, рассчитывать на поддержку государства, которую оно могло бы оказывать. Об этом говорилось на конференции, посвященной инновациям в рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Вице-премьер Сергей Иванов и президент РСПП Александр Шохин искали общий взгляд на то, что считать инновациями и как их развивать. Но прийти к каким-либо конструктивным решениям, увы, участникам конференции так и не удалось.
Желание ввести понятие инновации в законодательство объясняется желанием правительства дать льготы инноваторам, но только после того, как станет понятно, кто это такие. Законодательное определение понятий – дело сложное и долгое, а значит, реальной поддержки инновационные предприятия могут не дождаться.
Впрочем, даже если понятие инноваций будет определено, рассчитывать на льготы сможет не слишком большое число предпринимателей, показывает нынешняя ситуация в этой сфере. «В 1994 году в стране на тысячу жителей приходилось 7,5 человек, занятых в науке, сегодня — 5, 4. Затраты на научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР) составляют 1% от ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 2–3% ВВП»,— говорит управляющий партнер московского офиса McKinsey & Company Ермолай Солженицын. По предварительным оценкам Минэкономразвития, число инновационных льготников не превысит двух сотен компаний.
Довольно оптимистичные оценки были даны вице-премьером Сергеем Ивановым деятельности «Института развития – «Роснано». По его мнению, Российская венчурная компания, Внешэкономбанк — активно работают, несмотря на то, что их часто упрекают в отсутствии результатов.
По словам Иванова, оценивать ситуацию только лишь по цифрам затрат на НИОКР нельзя, потому что финансирование разработок всегда было и будет лакомым кусочком. «Всегда будут ситуации, когда будут говорить о том, что для свершения чуда нужно 2 млрд рублей, через год чудо почти готово, но требуется еще 3 млрд, потом еще, а в итоге никакого чуда не произойдет»,— образно описал Сергей Иванов впечатления от работы некоторых исследователей.
Вице-премьер также добавил, что необходимо сосредоточиться на поддержке и финансировании только эффективных мероприятий, технопарков, учебных заведений, идей и проектов. Кроме того, вложение бюджетных средств должно окупаться и для этого необходимо менять структуру расходования бюджетных средств. «Сейчас из 100% общих расходов на инновации 63% уходит на генерацию знаний и идей, 36% — на производство продукции и только лишь 1% — на коммерциализацию этой идеи и продукции»,— отметил Иванов. Между тем именно формирование спроса на подобную продукцию, и, в конечном счете, соответствующего рынка, можно считать показателем успеха.
Довольно неожиданно на фоне инновационных тем прозвучало заявление Сергея Иванова о том, что правительство не исключает введения платы за проезд грузовиков массой более 12 тонн. Как пояснил вице-премьер, такое предложение должно восстановить справедливость. Бюджет получает деньги за то, что РЖД пускает поезда, авиакомпании платят за возможность самолетов летать, а за грузовые перевозки денег никто не берет. Введение платы может произойти уже в 2011 году, сейчас правительство рассматривает схемы взимания платежей, их возможные размеры.
Судя по всему, правительство упорно не хочет видеть инновационные предприятия, если они не принадлежат структурам «Роснано». Кроме того, заявление о введении платы за проезд грузовиков, сделанное Ивановым на конференции, посвящённой инновациям, отчетливо показывает, в каком направлении мыслят российские чиновники – это стремление увеличить доходность бюджета за счёт дополнительных нагрузок на бизнес и существующую транспортную инфраструктуру, без её модернизации.
Представители бизнеса, в свою очередь, пытались донести до вице-премьера правительства не отчет о грядущих успехах, а проблемы, которые не решаются государством и мешают развитию бизнеса. Так, к примеру: «Российское законодательство в области связи серьезно отстает от темпов развития новых технологий. Регулирование, построенное на технологических принципах, ведет в никуда. Нужно делать законодательство более либеральным, способствующим инновационному развитию»,— заявил президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Сергей Липатов, добавив, что телекоммуникационная сфера в России серьезно отстает от мирового уровня. В некоторых сферах уровень развития столь низок, что речь идет о необходимости даже не модернизировать, а механизировать процесс деятельности.
«Средства для сортировки писем у нас в буквальном смысле сгнили, а новых нет, поскольку оборудование закупалось в Украине, где предприятие обанкротилось. Поэтому сейчас в России идет на 100% ручная сортировка писем, а это 1,5 млрд писем в год. И это не частные письма. Они имеют прямое отношение к бизнесу, поскольку 90% корреспонденции — это корпоративная переписка»,— заявил генеральный директор «Почты России» Александр Киселев.
Не менее удручающая ситуация существует в сфере информационного обеспечения транспортной системы страны. Комплексные решения российских разработчиков, обеспечивающие многоуровневую безопасность аэропортовой деятельности и эффективность работы с грузовыми авиаперевозками, не находят поддержки. В результате, большинство авиакомпания, для которых дорогие зарубежные аналоги недоступны, не имеют возможности в полной мере на современном уровне обеспечить технологию грузовой перевозки.
Между тем, 14 апреля в рамках Первой Международной конференции «Авиационная безопасность», состоявшейся при непосредственной поддержке партии «Единая Россия», Минтранса РФ и Правительства Санкт-Петербурга, представители авиавластей страны, ФСБ, МВД, обсуждалась тема принципов выживания авиаотрасли в условиях новых угроз, звучали предложения по повышению уровня безопасности на авиатранспорте.
Пленарное заседание проводилось при участии и непосредственном контроле заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока. С докладом к присутствующим выступил и председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Со слов спикера, Госдума РФ сама инициировала создание законопроекта по усилению ответственности за неисполнение нормативных актов авиапредприятиями.
Как объяснил г-н Черток, в данном законопроекте предусматривается не только усиление административной ответственности за данный вид нарушений, но и предусматриваются изменения в уголовном кодексе РФ. Т.е. лица, которые по тем или иным причинам пренебрегали нормами безопасности, могут быть подвергнуты уголовному преследованию. Спикеры подчеркнули, что эти меры принимаются в рамках поручения президента Дмитрия Медведева, который обязал (приказ от 30 марта) Минтранс и сопутствующие ведомства создать и реализовать на практике глобальной системы безопасности на транспорте. Она должна быть реализована до 2014 года, согласно приказу президента РФ.
Ужесточение административной ответственности авиапредприятий с целью повышения уровня безопасности – дело, вероятно, необходимое. Но чиновникам также следовало бы учитывать, что без современных информационно-технологических систем, доступных большинству компаний, обеспечить современный уровень безопасности невозможно.
Источник: Ассоциация «Аэроград»
При подготовке статьи использованы материалы GZT.RU
|