Лекарство против кризиса от ОАО “Шереметьево-Карго”
14 Февраль 2015 г.

В сегодняшних условиях нестабильной ситуации в российской экономике все заговорили о необходимости принятия антикризисных мер. Известные эксперты обсуждают сложившиеся обстоятельства в эфире телеканалов и радиостанций. В СМИ появляются новости об обращении крупных компаний к правительству за оказанием финансовой помощи.  

Не оставляют ситуацию без комментариев и видные государственные деятели. Мы слышим заявления о важности структурных преобразований для оздоровления экономики, о значении роста производительности труда и о необходимости поддержки системообразующих предприятий. Подобные утверждения, безусловно, справедливы и вряд ли найдется желающий их оспорить. Однако они вызывают целый ряд дополнительных вопросов. Разве эти аргументы не были также актуальны и в прошедший период относительного экономического спокойствия? Какие предприятия считаются системообразующими, и по каким критериям определяется их принадлежность к таковым?
К сожалению, некоторые российские предприятия, в том числе национального значения, ставят своим основным приоритетом исключительно погоню за прибылью. В то время как системообразующим может быть только то предприятие, в основе работы которого лежит отлаженная система, обеспечивающая его стабильное функционирование и развитие. Было бы наивным полагать, что основу надежной государственной системы могут образовать компании, живущие сегодняшним днем. То есть компании, чьим первым приоритетом является размер дивидендов, а не забота о собственном будущем.

Очень часто успешные предприятия создаются не за счет первоначальных вложений астрономических сумм. Наоборот, имея малое, их работники шаг за шагом выстраивают предприятие на протяжении долгих лет. А залогом их успеха становится искренний энтузиазм и любовь к своему делу. Ирония жизни заключается в том, что когда компания обретает известность и начинает приносить своим владельцам финансовую отдачу, она становится объектом пристального внимания со стороны крупного бизнеса. Тогда ее, как правило, пытаются купить. А получив отказ, прибегают к «серым» и «черным» рейдерским схемам насильственного захвата. Однако после смены владельцев и приоритетов компании заложенная в ее основу система начинает разрушаться. Предприятие теряет душу и работает по инерции, пользуясь доверием рынка, заработанным в годы своего становления и развития. К сожалению, успешная деятельность такой компании не может длиться долго. Подобные случаи хорошо известны и имеют место не только в российской, но и в мировой практике.

Тем не менее, вопреки суровой действительности в современной России есть масса предприятий, которые гармонично развиваются на протяжении всей истории своего существования. Конечно, их размеры недостаточны для приобретения статуса национального достояния. Однако именно из таких небольших (в масштабе страны) элементов может и должна строиться надежная экономическая основа сильного государства.

Хорошим примером подобного предприятия можно назвать ОАО “Шереметьево-Карго” – крупнейший в России авиационный грузовой терминал. История компании длится с 1991 года. Тогда на базе грузового комплекса, входившего в состав Центрального управления международных воздушных сообщений (ЦУМВС), было создано арендное предприятие Автоматизированный грузовой комплекс (АП АГК). В 1993 году была проведена его приватизация, в результате которой было образовано ОАО “Шереметьево-Карго”. Акционерами общества стали его сотрудники, многие из которых остаются ими и продолжают работать в компании  и сегодня.

Первые годы самостоятельной работы “Шереметьево-Карго” проходили в особенно тяжелые для России 90-е годы прошлого столетия: в эпоху тотальной экономической нестабильности и расцвета криминала. В те непростые времена основной задачей предприятия было  самосохранение. Поэтому тогда акционерами было принято единогласное решение о полном отказе от выплаты ежегодных дивидендов и направлении всей получаемой прибыли на развитие предприятия.

Практически сразу после создания ОАО «Шереметьеко-Карго» начались попытки его поглощения. Компанию постоянно втягивали в различные, но всегда абсурдные по своей сути судебные тяжбы. Однако вопреки бесконечным судам предприятие продолжало свое развитие: год за годом наращивало  производственные мощности, принимало на работу новых сотрудников, закупало технику и совершенствовало технологии.

Еще в годы становления своим основным приоритетом компания определила обеспечение авиационной безопасности. Ведь предприятие, ответственное за предполетный досмотр грузов, несет огромную социальную ответственность. Поскольку авиационные грузы перевозятся и на пассажирских рейсах, от качества проведенного досмотра груза напрямую зависит не только безопасность экипажа воздушного судна, но и сотен перевозимых им пассажиров.

Главным средством для совершенствования производственных процессов еще в первые годы существования “Шереметьево-Карго” были выбраны стремительно развивающиеся информационные технологии. Внимание предприятия было сосредоточено на комплексной автоматизации всего технологического цикла обслуживания грузов. Компания закупала лицензии на использование передовых систем управления базами данных, разрабатывала собственные программные решения. Пристально следила за инновациями в области IT и активно развивала корпоративную службу информатики. Основная цель автоматизации заключалась в организации четкого и последовательного процесса обслуживания, в обеспечении непрерывного системного контроля всех технологических этапов работы. В последующие годы были вложены дополнительные средства в создание уникальной по тем временам системы планирования и диспетчеризации работ по обслуживанию рейсов на перроне аэропорта.

Главным секретом успеха “Шереметьево-Карго” является его социальная ориентация.  Силой предприятия всегда были, есть и будут оставаться его сотрудники. Именно благодаря их многолетнему труду удалось выстроить ту компанию, которой “Шереметьево-Карго” является сегодня. Став безусловным лидером рынка грузовых операций московского авиаузла, компания помнит и ценит вклад каждого своего работника в общее дело. На регулярной основе предприятие оказывает посильную финансовую помощь своим бывшим сотрудникам, вышедшим на трудовую пенсию.  Более того, ведет  активную благотворительную деятельность, в рамках которой помогает православным храмам, детским домам, инвалидам и ветеранам войны.

Сегодня основной производственный процесс “Шереметьево-Карго” полностью поддерживается корпоративными информационными системами, включающими сотни автоматизированных рабочих мест. В сборе и регистрации первичных данных задействованы сотни смартфонов, в оперативном управлении складскими процессами - десятки планшетных компьютеров. Каждая операция с грузом системно регистрируется путем считывания специальных меток со штрихкодом. Для анализа производственной деятельности используется 400 показателей и еще большее количество типовых электронных отчетов. При этом компания продолжает ведение активных работ по поиску и разработке инновационных решений.

Принципы, давно выбранные “Шереметьево-Карго” в качестве основы своей деятельности, уже не раз оправдывали себя.  Именно они стали залогом успешного развития предприятия, длящегося уже третье десятилетие. Они же многократно помогали преодолеть тяжелые, кризисные времена. Так было в начале 90-х, в кризисы 1998 и 2008 годов. Нынешний кризис стал общей проблемой для всех российских компаний. Почти в равной степени коснулся крупных предприятий национального значения и частного бизнеса. Хотя мы и привыкли придавать слову кризис резко негативное значение, в переводе с греческого языка оно означает поворот, перелом. И действительно, сегодня стало понятно, что для противостояния внешним условиям свой поворот предстоит совершить многим предприятиям. Вопрос в том, в какую сторону он должен быть сделан. Нет никаких сомнений, что для развития экономической системы страны в целом необходимо развитие ее отдельных составляющих. Свою формулу успеха каждая компания определят самостоятельно. И конечно, она вправе хранить ее в секрете. Но если говорить об оздоровлении российской экономики как об общем деле, наверное, было бы правильным поделиться ею с другими.

Илья Страхов
Начальник пресс-центра
ОАО “Шереметьево-Карго”


«Еженедельная газета Гражданской Авиации России ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ»
№5 (679) февраль 2015 г.

 

Ваши пресс-релизы, новости и статьи просим присылать на e-mail: