Обеспечение безопасности в ОАО “Шереметьево-Карго”
Вот уже более 100 лет длится история мировой гражданской авиации. За это время воздушный транспорт уверенно занял лидирующую позицию в области пассажирских перевозок дальнего следования. Отправляясь в путешествие, многие уже не задумываются над выбором вида транспорта, безоговорочно отдавая предпочтение в пользу быстрого и комфортного авиаперелета. В то же время во всем мире продолжается рост спроса на авиационные перевозки, производители выпускают новые модели самолетов, авиаперевозчики активно обновляют свой воздушный флот, открывают новые маршруты и расширяют агентские сети.
При этом главным вопросом гражданской авиации является не комфорт в путешествии, не скорость перелета и даже не стоимость билетов. Основная характеристика воздушного транспорта – безопасность полетов. Именно этот фактор играет решающую роль в выборе авиационного транспорта сотнями миллионов пассажиров ежегодно. Количество мировых происшествий в авиации настолько невелико, что пассажиры выбирают воздушный транспорт не только как самый быстрый, но и как самый безопасный.
Тем не менее, не следует забывать, что происшествия в авиационной практике все же случаются. Печальные последствия худших из них, то есть авиакатастроф, хорошо известны, поэтому международные организации и органы гражданской авиации отдельных стран пытаются делать все возможное для предотвращения любых авиационных инцидентов. В этом вопросе важно понимать, что безопасность авиаперелета - это комплексная и разнородная характеристика, а ее обеспечение не сводится лишь к проведению регулярного обслуживания самолетов и предполетному досмотру пассажиров.
Ответственность за безопасность разделяется между всеми участниками процесса обеспечения авиационной перевозки. Это и сама авиакомпания, которая, в первую очередь, обязана обеспечить контроль технического состояния воздушного судна и должную квалификацию экипажа. Это пассажирские, грузовые и почтовые службы аэропорта, службы диспетчеризации, координации и контроля аэропортовых операций, службы заправки самолетов топливом, проведения их антиобледенительной обработки и многие-многие другие.
Далеко не все знают, что авиационные грузы и почта перевозятся, в том числе и на пассажирских рейсах. Поэтому вопрос проведения предполетного досмотра грузовой и почтовой загрузки на предмет выявления скрытых опасных вложений является составной частью вопроса обеспечения безопасности пассажиров. Речь при этом идет не только о предотвращении террористических актов или иных умышленных преступлений. Обычный грузоотправитель, не являющийся специалистом в области авиационной безопасности, может по незнанию допустить наличие опасных вложений в составе сдаваемой к отправке партии. Это могут быть баллоны со сжиженным газом, взрывчатые и токсичные вещества, воспламеняющиеся жидкости, аккумуляторы, химикаты, краски и многие другие предметы промышленного и даже бытового назначения.
Одна из важнейших задач грузового оператора аэропорта заключается в обнаружении и изъятии незадекларированных опасных вложений с целью недопущения их загрузки на борт воздушного судна. При этом согласно международным правилам перевозка некоторых видов опасных грузов на рейсах гражданской авиации категорически запрещена. Другие виды - могут быть допущены к перевозке, однако с обязательным соблюдением специальных условий упаковки, маркировки и особом обращении в процессе транспортировки. В любом случае перевозка опасного груза подлежит предварительному согласованию с перевозчиком, а о факте помещения такого груза на борт воздушного судна обязательно подается письменное уведомление командиру экипажа.
Вторая функция грузового оператора в рамках обеспечения безопасности состоит в последовательном и надлежащем выполнении операций по обслуживанию грузов и почты. Отправки, прошедшие предполетный досмотр, хранятся в зоне ограниченного доступа, после чего по установленным правилам комплектуются в средства пакетирования (контейнеры и паллеты) и взвешиваются для целей расчета центровки. В рамках этой процедуры составляется центровочный график рейса, то есть документ, в котором фиксируется распределение фактической загрузки на борту самолета в соответствии с весовыми данными средств пакетирования и характеристиками типа воздушного судна. Впоследствии груз должен быть установлен и закреплен внутри самолета в точном соответствии с центровочным графиком для гарантии надлежащей балансировки, устойчивости и управляемости самолета на земле, а главное - в воздухе.
Выполнение полетов и сопутствующие аэропортовые операции естественным образом регулируются законодательством тех стран, на территории которых они выполняются. Однако существуют и международные правила гражданской авиации, в первую очередь - стандарты и рекомендации международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).

К сожалению, значительная часть современных международных стандартов гражданской авиации не отражена в действующем российском законодательстве. Многие требования Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил морально устарели. Вместе с тем, существует проблема отсутствия надлежащего контроля, как за деятельностью авиакомпаний, так и аэропортовых структур, выполняющих сопутствующие полетам наземные операции. В таких условиях столь важный вопрос, как соблюдение актуальных международных стандартов безопасности, установленных ИКАО и ИАТА, в действительности остается на усмотрение самих участников процесса.
Несмотря на несовершенство российского законодательства, наиболее ответственные участники аэропортовой деятельности по собственной инициативе обеспечивают отслеживание и соблюдение действующих мировых стандартов отрасли. К их числу, безусловно, относится и крупнейший грузовой оператор московского авиаузла ОАО “Шереметьево-Карго”. Со дня своего основания в 1991 году компания поставила вопрос обеспечения авиационной безопасности во главу угла. Определила его главным приоритетом и фундаментальной основой всей своей деятельности. Именно поэтому многократные проверки сегодняшних процедур ОАО “Шереметьево-Карго” подтвердили их полное соответствие требованиям российских и иностранных авиакомпаний, органов гражданской авиации Евросоюза, США и Китая, а главное -нормативам стандарта наземных операций ISAGO, разработанного международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА).
К примеру, в соответствии с международной практикой в ОАО “Шереметьево-Карго” применяются процедуры сбора и регистрации данных о компаниях, желающих воспользоваться услугами по отправке, а иногда и получению грузов. Информация о контрагентах, поступающая от их сотрудников, в обязательном порядке подтверждается документально и впоследствии заносится в корпоративную базу данных предприятия. Сроки ее хранения при этом не ограничены, поэтому из системы в любой момент времени можно извлечь сведения о любом клиенте, когда-либо зарегистрированном в ОАО “Шереметьево-Карго”. Вместе с тем, в базу данных погружаются файлы отсканированных уставных документов фирмы и доверенностей на ее уполномоченных представителей. А для компаний, осуществляющих отправку или получение ценных грузов, предусмотрена специальная процедура идентификации сотрудников организации путем контроля биометрических данных (отпечатков пальцев и сетчатки глаза).
Ограждение периметра ОАО “Шереметьево-Карго” находится под стопроцентным видеонаблюдением. Доступ на территорию осуществляется по персональным пропускам, которые выдаются не только на посетителей, но и на транспортные средства. Для получения разового пропуска недостаточно предоставить свой гражданский паспорт и документы на автомобиль. Необходимо обосновать цель своего прохода на территорию, предъявив документы на сдаваемый или получаемый груз. При пересечении КПП предприятия пропуска прикладываются к считывающему устройству для проверки прав доступа и осуществления системной регистрации времени прибытия. Также каждый посетитель проходит контроль металлодетектора и радиационного монитора, сдает личные вещи для просвечивания рентгеновским оборудованием, а при въезде на автомобиле предоставляет право осмотреть содержимое багажника или грузового отсека.
По каждому человеку, получившему персональный пропуск на территорию ОАО “Шереметьево-Карго”, ведется подробное досье, отслеживаются времена его проходов через КПП предприятия. В случае нарушения действующих правил внутреннего режима ОАО “Шереметьево-Карго” в информационную систему будет внесена соответствующая запись. Более того, на такой случай предусмотрено вынесение официальных предупреждений, как в адрес самого нарушителя, так и в адрес руководства компании, в которой он работает. При условии особо грубых или регулярных нарушений персональный пропуск может быть заблокирован и отозван без права на его повторное получение.
При оформлении грузовой отправки в ОАО “Шереметьево-Карго” обязательно проводится экспертиза груза на предмет его отнесения к установленным категориям опасных грузов. Экспертиза подразумевает тщательную проверку товаросопроводительных документов, в первую очередь, официальной документации от производителя. Если предоставленных отправителем подтвержденных данных окажется недостаточно для однозначного определения статуса опасности груза, недостающие документы будут запрошены, а отправка не будет принята до момента их предоставления. Специальная мера контроля установлена в ОАО “Шереметьево-Карго” для отправителей неопасных грузов. В дополнение к проведенной экспертизе клиенту, сдающему груз к отправке, выдается подробный перечень возможных опасных вложений, ознакомившись с которым он собственной подписью подтверждает отсутствие этих предметов в составе сдаваемой к отправке партии.
Особое внимание следует уделить действующим в ОАО “Шереметьево-Карго” процедурам отбора персонала, прежде всего, сотрудников службы безопасности. В ответственность службы входят такие важные функции, как сопровождение работы КПП предприятия, контроль соблюдения внутренних правил и режима ОАО “Шереметьево-Карго” и, конечно же, первостепенные функции предполетного досмотра грузов и защиты складских зон ограниченного доступа. Процесс оценки соискателя предполагает не только проведение многоэтапного собеседования и проверки документов об образовании. Кандидата также просят предоставить справку об отсутствии судимостей, а также справки, подтверждающие, что он не состоит на учете у нарколога и психиатра. Для получения допуска к работе вновь принятый сотрудник в обязательном порядке проходит начальное обучение в собственном учебном центре ОАО “Шереметьево-Карго”. По результатам пройденного курса сдается тест на проверку полученных знаний, успешная сдача которого является необходимым условием для получения допуска к работе.
В международной авиационной практике предусмотрена возможность официального освобождения некоторых грузов от предполетного досмотра. Это касается грузов проверенных, надежных отправителей. В странах мира действуют различные требования к отправителю для освобождения его грузов от досмотра. Но чаще всего освобождаются от контроля безопасности грузы крупнейших, всемирно известных экспедиторов или же государственных структур страны отправления. Современное российское законодательство подобной практики не предусматривает, поэтому контролю авиационной безопасности подвергаются абсолютно все грузовые отправки. Проведение досмотра в ОАО “Шереметьево-Карго” осуществляется с использованием самых современных технических средств. Для проверки стандартных по размерам грузов в первую очередь используется просвечивающее оборудование. Если же габариты грузового места превышают допустимые лимиты для его помещения в интроскоп, для досмотра будут задействованы альтернативные средства контроля. Для обнаружения паров взрывчатых веществ используются газоанализаторы, контроль радиации осуществляется с использованием системы “Янтарь”, большие коробки физически открываются для проверки состава вложений, в том числе, с использованием телескопических камер. Особенно следует отметить, что в ОАО “Шереметьево-Карго” есть собственная кинологическая служба со специально обученными для обнаружения взрывчатых веществ служебными собаками. По завершении досмотра на каждое место груза наносится стикер, подтверждающий факт проведения его досмотра, после чего груз помещается на хранение в зону ограниченного доступа.
Хранение грузов на складах компании осуществляется под круглосуточным контролем службы безопасности. Экспортные и импортные грузы разделены и хранятся в различных зонах. При этом особенная защита от несанкционированного вмешательства предусмотрена именно в отношении экспортных отправок, поскольку впоследствии они будут загружаться на борт воздушного судна. Доступ в зону хранения осуществляется по персональным пропускам с соответствующими правами доступа. Вместе с тем, помещенный на хранение груз всегда находится под дополнительным контролем системы видеонаблюдения предприятия, в которой на сегодняшний день задействовано более 500 видеокамер, работающих в режиме непрерывной записи. На рабочем месте ответственного оператора службы безопасности установлено специальное программное обеспечение, позволяющее управлять просмотром изображения с различных камер. На то же рабочее место также выведен сигнал тревоги на случай обнаружения пожара на территории предприятия. При этом оператору подается не только звуковое оповещение, но и визуальное отображение сработавшего датчика задымления на интерактивном плане грузового терминала.
Процедуры вывоза груза в зону комплектации, перемещения скомплектованных средств пакетирования на перрон и загрузки на борт самолета четко регламентированы. Управление технологическими операциями осуществляется через соответствующую информационную систему, в которой диспетчер назначает сотрудников на выполнение персональных работ. В соответствии с назначением задания поступают исполнителям на служебные смартфоны, а они в свою очередь (также через смартфон) проставляют отметки о начале и окончании их выполнения.
Для ускорения работ по обслуживанию грузов, а также для гарантии правильности вносимых в систему данных в компании применяются процедуры идентификации грузовых мест через специальную транспортную маркировку со штрих-кодом. Для популяризации данной маркировки в российской практике сопровождения грузовых авиаперевозок “ОАО Шереметьево-Карго” была проведена серьезная и комплексная работа.
На скомплектованные средства пакетирования наносится дополнительная маркировка, содержащая QR-код. Эта маркировка считывается камерой смартфона при выполнении завершающих операций технологического процесса, заканчивающихся загрузкой средств пакетирования на борт воздушного судна.
Таким образом, осуществляется системная регистрация каждого технологического этапа обслуживания груза, фиксируются времена выполнения операций и их исполнители, накапливается и сохраняется подробная история всего производственного процесса.
Вопрос о роли информационных технологий в работе ОАО “Шереметьево-Карго” следует рассмотреть подробнее. Именно программно-технические разработки позволяют компании обновлять и совершенствовать применяемые процедуры, обеспечивая с течением времени все более и более высокий уровень контроля безопасности. Производственный процесс предприятия полностью поддерживается информационными системами, которые не только накапливают данные о ходе выполнения операций, но и осуществляют автоматизированный контроль правильности внесения информация и последовательности выполнения операций. Системы при этом постоянно дорабатываются. Один из основных принципов их доработки – в максимально возможной степени освободить людей от выполнения механических, рутинных операций. Это позволяет серьезно ускорить выполнение процессов и в разы уменьшить количество ошибок, возникающих при вводе данных. К примеру, без участия человека в систему вносится наиважнейшая характеристика груза - его фактический вес. Этот параметр передается в систему автоматически с контрольных весов склада сразу после проведения взвешивания.
После трагической авиакатастрофы в московском аэропорту Внуково, произошедшей 21 октября 2014 года, когда при выполнении взлета частный самолет столкнулся со снегоуборочной машиной, ОАО «Шереметьево-Карго» приняло меры к усилению контроля за перемещением собственной спецтехники по территории аэропорта. В действующую систему мониторинга транспорта, определяющую местоположение каждой единицы техники через датчики GPS/ГЛОНАСС, была добавлена новая функция. Теперь в случае обнаружения транспортного средства в периметре запрещенной для въезда зоны (взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки) система подает ответственному диспетчеру мгновенное звуковое и визуальное сообщение о происшествии с указанием номера единицы техники, имени водителя, получившего ее в пользование, и номера его мобильного телефона.
Специальный программный модуль разработан для проверки прохождения ежедневного осмотра в медицинской службе ОАО «Шереметьево-Карго», который обязателен для всех сотрудников производства. При прохождении осмотра сотрудник прикладывает свой персональный пропуск к считывателю, после чего проходит проверку. Результаты сохраняются в системе и в дальнейшем в обязательном порядке проверяются при выдаче в пользование сотруднику перронной и складской спецтехники.
В ОАО “Шереметьево-Карго” действует негласное правило – проходить все возможные аудиты для подтверждения правильности и целостности применяемых технологий и процедур. Многие проверки проходятся не только на добровольной, но и на платной основе. Так при введении нового стандарта обеспечения авиационной безопасности органами гражданской авиации Евросоюза (ACC3-RA3) ОАО “Шереметьево-Карго” были незамедлительно предприняты меры по организации прохождения этого аудита совместно с обслуживаемыми перевозчиками. По результатам аудита были разработаны и введены в действие особые процедуры в отношении некоторых грузов, отправляемых в европейские аэропорты. После чего было установлено полное соответствие технологий ОАО “Шереметьево-Карго” требованиям нового европейского стандарта. Также на добровольной основе ОАО “Шереметьево-Карго” каждые два года проходит аудит на соответствие стандарту выполнения наземных операций ISAGO международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Начиная с 2008 года, проводит ежегодную сертификацию системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001.
На сегодняшний день деятельность ОАО “Шереметьево-Карго” обеспечена несколькими тысячами документированных технологий и процедур. В поддержке производственного процесса задействованы десятки информационных систем, включающих сотни автоматизированных рабочих мест. В сборе и регистрации первичных данных используется более 350 смартфонов, в оперативном управлении производственными процессами – более 20 планшетных компьютеров. Для анализа производственной деятельности используется 400 показателей и еще большее количество типовых электронных отчетов. В это трудно поверить, но благодаря использованию современных информационных технологий в компании, обслуживающей несколько тысяч грузовых партий в день, можно поднять историю обслуживания каждой конкретной отправки и даже каждого грузового места, установить точные времена выполнения отдельных операций. Персонально определить всех сотрудников, которые были задействованы в обслуживании груза на каждом из технологических этапов. При этом совершенно не важно, сколько времени прошло со дня обслуживания грузовой партии.
Все принимаемые меры по развитию компании в той или иной степени направлены на повышение контроля безопасности. Почти каждое программное решение и техническое средство, внедряемое в производственные процессы предприятия, призвано усилить контроль за выполнением технологических операций. Вся организационно-функциональная структура ОАО “Шереметьево-Карго”, созданная более чем за четверть века, существует и работает в рамках выполнения основной задачи и соблюдения главного приоритета предприятия - обеспечения безопасности полётов из московского аэропорта Шереметьево.
Илья Страхов
ведущий специалист
ОАО “Шереметьево-Карго”
«Еженедельная газета Гражданской Авиации России ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ»
№3 (677) январь 2015г.
|